Инициатива создания Транстихоокеанского партнерства (Trans-Pacific Partnership, TPP) принадлежит Новой Зеландии, Сингапуру, Чили и Брунею. В 2005 г. эти страны выступили учредителями соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве (TransPacific Strategic Economic Partnership Agreement, TSEPA), вступившем в силу в мае 2006 г. Соглашение охватывало вопросы торгово-экономического, инвестиционного и научно-технического сотрудничества, выходя тем самым за рамки традиционного соглашения о зоне свободной торговли.
США проявили интерес к проекту создания Транстихоокеанского партнерства (ТПП) в расширенном составе в 2008 г. Идею США поддержали 11 стран: государства Восточной Азии (Бруней, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Япония); страны американского континента (Канада, Мексика, США, Перу, Чили); а также Австралия и Новая Зеландия. США выступили инициатором «сепаратной» интеграции в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) с целью снижения актуальности форума как главного института формирования партнерских отношений между странами региона.
На все эти страны, участвующие в переговорном процессе, приходилось около 40 % глобального валового внутреннего продукта (ВВП) и четверть оборота мировой торговли [1]. Предполагалось, что объем рынка создаваемой зоны свободной торговли может составить 20 трлн долл. США [6].
В 2014–2015 гг. переговоры по созданию ТТП интенсифицировались. Всего за период с 2008 по 2015 г. страны, участвующие в переговорном процессе, провели 19 формальных раундов переговоров и более 20 неформальных встреч. В начале октября 2015 г. соглашение о Транстихоокеанском партнерстве было окончательно согласовано странами — участницами переговоров, а 4 февраля 2016 г. подписано в Окленде (Новая Зеландия).
Сразу после подписания соглашения был открыт процесс его ратификации. В 2016 г. соглашение ратифицировали Япония и Малайзия. В 2017 г. накануне президентских выборов Б. Обама приложил значительные усилия для ратификации соглашения о ТТП американским конгрессом, доказывая законодателям, что 95 % всех потребителей американской продукции и услуг находятся за пределами США в зарубежных странах, а работающие на экспорт американские компании обеспечивают более 11 млн рабочих мест. Однако осуществить это ему так и не удалось, несмотря на попытку добиться компромисса между администрацией США и Конгрессом в вопросе подтверждения безусловного приоритета американского законодательства в вопросах регулирования торговли. Категорически против партнерства выступили республиканцы [3].