По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5

Перспективы транстихоокеанского партнерства после выхода США

Чувахина Лариса Германовна канд. экон. наук, доцент кафедры мировой экономики и международного бизнеса, Финансовый университет при Правительстве РФ, 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 53/1. E-mail: l-econom@mail.ru

В статье рассматривается вопрос создания Транстихоокеанского партнерства (ТПП) и выход из него США. Подчеркивается, что выход США из ТПП означает поворот внешнеэкономической политики страны в сторону протекционизма. В условиях выхода США из ТПП оставшиеся 11 стран выразили намерение сохранить партнерство, внеся изменения в текст соглашения, который окончательно будет подписан в марте 2018 г. в Чили. Наиболее активно лоббируют сохранение партнерства Япония и Австралия. Желание вступить в партнерство в отсутствие США выразила Великобритания, что объясняется стремлением страны усилить экономические позиции в АТР в условиях охлаждения отношений с континентальной Европой как следствие Brexit. Делается вывод, что, несмотря на декларируемый «поворот» американской администрации от многостороннего сотрудничества к двусторонним соглашениям о свободной торговле, Д. Трамп все чаще подчеркивает возможность «возвращения» в партнерство, но на условиях, исключительно приемлемых для США, даже в ущерб своих традиционных партнеров.

Литература:

1. Белый дом собирается завершить создание Транстихоокеанского парт­нерства в 2015 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1712770.

2. Страны ТТП подпишут торговый пакт в марте [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/96662.

3. США и Транстихоокеанское партнерство: новые проблемы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rusevik.ru/politika/29601-ssha-i-trans-tihookeanskoe-partnerstvo-novye-problemy.html.

4. Чувахина Л. Г. Новая парадигма американской политики США: миф или реальность? / Горизонты экономики. — 2017. — № 1 (34). — С. 30–35.

5. Чувахина Л. Г. Транстихоокеанское партнерство и стратегические интересы США // Горизонты экономики. — 2015. — № 4 (23). — С. 63–68.

6. Эксперт: Будущее Транстихоокеанское партнерство — масштабная угроза для стран-участниц [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russian.rt.com/article/19541.

7. In Tokyo meeting, officials seek to forge ahead with TPP — even as Canada wavers. URL: https://www.cnbc.com/2018/01/21/in-tokyo-meeting-officials-seek-to-forge-ahead-with-tpp--even-as-canada-wavers.html.

8. Justim Trudeau’s Davos address in full. URL: https://www.weforum.org/agenda/2018/01/pm-keynote-remarks-for-world-economic-forum-2018.

9. Massive Pacific trade deal — without America — gets the go ahead as Canada agrees to sign on. URL: https://www.cnbc.com/2018/01/23/canada-agrees-to-sign-revised-.

10. Pacific Nations Clinch Comprehensive Trade Accord. URL: https://www.ictsd.org/bridges-news/bridges/news/pacific-natio.

11. Therese R. Adjusting the Special Relationship After Brexit. URL: http://www.bloomberg.com/view/articles/2016-07-13/adjusting-the-special-relationship-after-brexit.

12. TPP Full Text. URL: https://ustr/gov/trade-agreements/free-trade-agree­ments/trans-pacific-partnership/tpp-full-text.

Инициатива создания Транстихоокеанского партнерства (Trans-Pacific Partnership, TPP) принадлежит Новой Зеландии, Сингапуру, Чили и Брунею. В 2005 г. эти страны выступили учредителями соглашения о Транстихоокеанском стратегическом экономическом партнерстве (TransPacific Strategic Economic Partnership Agreement, TSEPA), вступившем в силу в мае 2006 г. Соглашение охватывало вопросы торгово-экономического, инвестиционного и научно-технического сотрудничества, выходя тем самым за рамки традиционного соглашения о зоне свободной торговли.

США проявили интерес к проекту создания Транстихоокеанского парт­нерства (ТПП) в расширенном составе в 2008 г. Идею США поддержали 11 стран: государства Восточной Азии (Бруней, Вьетнам, Малайзия, Сингапур, Япония); страны американского континента (Канада, Мексика, США, Перу, Чили); а также Австралия и Новая Зеландия. США выступили инициатором «сепаратной» интеграции в рамках Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) с целью снижения актуальности форума как главного института формирования партнерских отношений между странами региона.

На все эти страны, участвующие в переговорном процессе, приходилось около 40 % глобального валового внутреннего продукта (ВВП) и четверть оборота мировой торговли [1]. Предполагалось, что объем рынка создаваемой зоны свободной торговли может составить 20 трлн долл. США [6].

В 2014–2015 гг. переговоры по созданию ТТП интенсифицировались. Всего за период с 2008 по 2015 г. страны, участвующие в переговорном процессе, провели 19 формальных раундов переговоров и более 20 неформальных встреч. В начале октября 2015 г. соглашение о Транстихоокеанском партнерстве было окончательно согласовано странами — участницами переговоров, а 4 февраля 2016 г. подписано в Окленде (Новая Зеландия).

Сразу после подписания соглашения был открыт процесс его ратификации. В 2016 г. соглашение ратифицировали Япония и Малайзия. В 2017 г. накануне президентских выборов Б. Обама приложил значительные усилия для ратификации соглашения о ТТП американским конгрессом, доказывая законодателям, что 95 % всех потребителей американской продукции и услуг находятся за пределами США в зарубежных странах, а работающие на экспорт американские компании обеспечивают более 11 млн рабочих мест. Однако осуществить это ему так и не удалось, несмотря на попытку добиться компромисса между администрацией США и Конгрессом в вопросе подтверждения безусловного приоритета американского законодательства в вопросах регулирования торговли. Категорически против партнерства выступили республиканцы [3].

Для Цитирования:
Чувахина Лариса Германовна, Перспективы транстихоокеанского партнерства после выхода США. Международная экономика. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: