Российская Федерация на сегодняшний день столкнулась с необходимостью изменения внешнеэкономической политики в связи с меняющимися геополитическими условиями. С начала XXI века РФ стремится укрепить свои позиции на мировой арене и становится «восходящей» державой в перестраивающемся мироустройстве [1]. С одной стороны, это привело к современному конфликту с западными державами, который выражается в применении санкций со стороны США и ЕС и инициировании Россией контрсанкционных мер. В таких условиях РФ необходимо диверсифицировать свои торгово-экономические связи и укреплять сотрудничество с «новыми» партнерами [2]. В данном случае речь не идет об отказе взаимодействия с традиционными торговыми партнерами России, такими как страны Европы, а скорее об усилении отношений с развивающимися регионами мира, в частности с Латинской Америкой. Многие западные авторы утверждают, что геополитический фактор играет определяющую роль в российско-латиноамериканских отношениях [3], и Россия своим вниманием к данному региону бросает вызов доминированию политики США [4].
С другой стороны, в целом для усиления положения государства в глобальном управлении необходимо его присутствие во всех регионах мира. Взаимоотношение России с Латинской Америкой можно рассматривать через призму формирования многополярного устройства [5], поскольку укрепление сотрудничества с разными регионами мира позволит РФ более активно продвигать идею многополярности [6].
В 2008 г., после визита российского президента в страны Латинской Америки, многие исследователи стали писать о «возвращении» РФ в регион, однако мировой финансовый кризис 2008–2009 гг. внес свои коррективы [7]. Поездка В. Путина в ряд латиноамериканских государств в 2014 г. открыла «новый» этап развития российско-латиноамериканского сотрудничества, поскольку регион стал приобретать все больший интерес для России как с геополитической, так и экономической точки зрения [8].
В Концепции внешней политики РФ 2016 г. основное внимание уделяется развитию отношений со странами региона в рамках расширения сотрудничества «с многосторонними объединениями и интеграционными структурами Латинской Америки и Карибского бассейна, в частности с Сообществом латиноамериканских и карибских государств, Южноамериканским общим рынком, Союзом южноамериканских государств, Центральноамериканской интеграционной системой, Боливарианским альянсом для народов нашей Америки, Тихоокеанским альянсом, Карибским сообществом» [9]. Среди интеграционных группировок к основным торговым партнерам России относятся Южноамериканский общий рынок (МЕРКОСУР) и Тихоокеанский альянс. Если страны МЕРКОСУР (Бразилия, Аргентина, Парагвай и Уругвай) являлись традиционными партнерами РФ в регионе, то доля стран Тихоокеанского альянса (Мексика, Перу, Чили и Колумбия) в российской торговле с Латинской Америкой стала увеличиваться относительно недавно и составила около 30 % в 2017 г.2