По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 550

Перспективы территориально-правового устройства Российской Федерации

Шеломенцев В. Н. д‑р юрид. наук, профессор кафедры экологического права, Государственный университет по землеустройству, г. Москва Е‑mail: vns1956@mail.ru

В статье показано, что государственная власть через реформы и нормативно-правовые акты закрепляет и развивает территориальную целостность Российской Федерации, тем самым способствует созданию новых экономико-территориальных правовых единиц макрорегионов.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации, принята на референдуме 12 декабря 1993 г., с учетом поправок, внесенных законами РФ от 05.02.2014 № 2‑ФКЗ, от 21.07.2014 № 11‑ФКЗ.

2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

3. Шеломенцев В.Н. Конституционно-правовой статус республики Хакасия: теоретический и историко-сравнительный анализ // Автореф. дисс. канд. юрид. наук. — М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, 1999.

Территориальное устройство было и остается одной из основных форм государства и его важнейшей государственно-правовой характеристикой. От эффективности институциональной организации территориального устройства и динамики его развития зависит само существование Российского государства, распространение и реализация его государственного суверенитета, осуществление публичной власти, обеспечение и защита конституционных прав, свобод и безопасности граждан независимо от места их проживания [3]. Мировое влияние, кризисы, санкции очертили новые вызовы и задачи Российского государства в начале XXI в., обусловили необходимость комплексного исследования правовых основ территориального устройства, а также нового конституционно-правового регулирования в России.

В связи с мировыми и внутренними экономическими реалиями Правительство РФ в лице Министерства экономического развития подготовили проект стратегии пространственного развития РФ до 2030 года, данный документ был разработан на основе Федерального закона от 28.06.2014 № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В вышеназванном законе устанавливаются правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. В Российской Федерации основа административно-территориального устройства субъектов базируется на ряде принципов:

1. Земельно-экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учитывать особенности хозяйственного профиля, т. е. сельское хозяйство, промышленность либо смешенный тип направления развития хозяйства.

2. Количество, плотность, а также национальный состав населения. Осуществление этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в области сельскохозяйственного либо промышленного и социального развития соответствующих территорий.

Для Цитирования:
Шеломенцев В. Н., Перспективы территориально-правового устройства Российской Федерации. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: