Территориальное устройство было и остается одной из основных форм государства и его важнейшей государственно-правовой характеристикой. От эффективности институциональной организации территориального устройства и динамики его развития зависит само существование Российского государства, распространение и реализация его государственного суверенитета, осуществление публичной власти, обеспечение и защита конституционных прав, свобод и безопасности граждан независимо от места их проживания [3]. Мировое влияние, кризисы, санкции очертили новые вызовы и задачи Российского государства в начале XXI в., обусловили необходимость комплексного исследования правовых основ территориального устройства, а также нового конституционно-правового регулирования в России.
В связи с мировыми и внутренними экономическими реалиями Правительство РФ в лице Министерства экономического развития подготовили проект стратегии пространственного развития РФ до 2030 года, данный документ был разработан на основе Федерального закона от 28.06.2014 № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В вышеназванном законе устанавливаются правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования. В Российской Федерации основа административно-территориального устройства субъектов базируется на ряде принципов:
1. Земельно-экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учитывать особенности хозяйственного профиля, т. е. сельское хозяйство, промышленность либо смешенный тип направления развития хозяйства.
2. Количество, плотность, а также национальный состав населения. Осуществление этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в области сельскохозяйственного либо промышленного и социального развития соответствующих территорий.