Статья поступила 28.08.2015 г.
Тезис 1.
По Конституции РФ, принятой в 1993 г., в разд. I, гл. 1, ст. 7, ч. 1, Россия законодательно утверждена как социальное государство: «Российская Федерация — социальное государство (выделено. — Л.М.), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека» [5]. Однако продолжающиеся третье десятилетие политико-экономические и организационно-управленческие реформы объективно требуют обсуждения: во-первых, практической реализации принципов провозглашенного социального государства; во-вторых, социально-экономической эффективности государственной политики в области социального благополучия граждан РФ; в-третьих, концептуальной аналитики теории социального государства в целом. Иначе говоря, нужен анализ функциональной эффективности социального государства в России в том виде, в котором оно сложилось за конституционно закрепленный период (третье десятилетие!). А также перспектив реализации принципов социального государства в условиях современного глобального экономического кризиса с учетом перманентных военных конфликтов и потенциальной угрозы их перерастания в мировую войну с учетом специфики современных военно-технических средств.
С одной стороны, теория социального государства объективно должна ориентироваться на современную международную событийность, которая моделируется историей, не меняя сущности политики Запада в отношении России. С. Ю. Глазьев пишет о современной ситуации в мире: «Вокруг России и по поводу России (хотя и в качестве предлога, используются события на Украине) происходит нечто, вполне подпадающее под определение «имперской войны» как попытки преобразования сложившегося «однополярного» миропорядка до его завершенной (без России и за счет России) формы. Американская пропаганда рисует ее как войну «имперской России» против «демократической Украины» при справедливом арбитраже Запада и контролируемых Западом международных институтов (МВФ, ПАСЕ и т. д.). На самом деле это война имперского Запада против России» [2. С. 24]. Как видим, С. Ю. Глазьев называет своим именем современную международную коллизию, обобщая ее внешнюю калейдоскопичность.