По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.242.2

Перспективы роста отечественных предприятий автомобильной промышленности в новых экономических условиях

Тахтамышева З.Ш. канд. экон. наук, доцент, Невинномысский гуманитарно-технический институт, 357108, Невинномысск, Бульвар Мира, д. 17, e-mail: tzarema@mail.ru
Дзамыхов М.И. аспирант, Невинномысский гуманитарно-технический институт, 357108, Невинномысск, Бульвар Мира, д. 17, e-mail: Isma09@mail.ru

В статье проведен анализ российского рынка автомобильной промышленности. Определено влияние нынешней экономической ситуации на динамику и структуру рынка, рассмотрены факторы-ограничители, влияющие на его развитие, изучены трудности, возникающие перед производителями, основные причины спада и открывающиеся возможности для роста производства автомобилей. В качестве основных причин спада спроса на продукцию автопрома и, как следствие, производства автомобилей наряду с влиянием экономического кризиса и экономическими санкциями в отношении России от ряда государств в статье рассматриваются и такие факторы, как снижение курса национальной валюты и повышение процентных ставок на кредиты. Вместе с тем в статье представлены меры поддержки спроса на автомобили на государственном уровне, особо подчеркивается роль государственной программы по льготному автокредитованию в развитии авторынка. Выделены факторы конкурентного преимущества для отечественных предприятий в краткосрочной и среднесрочной перспективе, в частности отмечено, что на данный момент главным конкурентным преимуществом является размещение производства на территории России. Авторами статьи предложено участникам рынка использовать это преимущество, которое в условиях продолжающегося перераспределения долей рынка позволит им после его стабилизации оказаться на лучших позициях, чем иностранные производители — потенциальные конкуренты. Сделан вывод, что современные условия необходимо рассматривать не только как болезненные ограничения в возможностях сбыта продукции, импорта зарубежного сырья, падение прибыли, но и с позиции поиска выгоды в сложившейся ситуации и использования всех возможностей.

Литература:

1. Литвиненко С. Автомобильный рынок России: результаты 2014 года и перспективы развития [электронный ресурс] //pwc.ru: информ.‑справочный портал 2015. URL: http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/automotive/publications/assets/201502_pwc_automotive_press-briefing_final. pdf (дата обращения: 01.05.2019).

2. Сивашенков А. Надежды и разочарования: что произойдет с авторынком в 2015 году? [электронный ресурс]// aif.ru: информ.‑справочный портал Аргументы и Факты 2015 URL: http://www.aif.ru/auto/about/1426206 (дата обращения: 04.04.2019).

3. Целикова С. Динамика продаж новых легковых автомобилей в январе — феврале 2015 года [электронный ресурс] //autostat.ru: Аналитическое агенство «Автостат» 2015 URL: http:// www.autostat.ru/news/view/20428/ (дата обращения: 20.03.2019).

4. Савенков А. Итоги работы автомобильной промышленности в 2014 году [электронный ресурс] // tpprf.ru: Сайт Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. 2015 URL: http://www.tpprf.ru/ru/news/nakonferentsii-v-tpp-rf-podveli-itogi-raboty-avtomobilnoy-promyshlennosti-v2014‑godu-i-rassmotreli-i60282/ (дата обращения: 01.05.2019).

5. Дзамыхов М.И., Тахтамышева З.Ш. Перспективы развития сборочного производства автомобилей в России с учетом государственной политики РФ // Сборник «Перспективы развития экономики и менеджмента». — Челябинск, 2014. — С. 28–32.

6. Автопроизводители: Падение рубля вынуждает увеличить степень локализации [электронный ресурс]// vz.ru: информ.‑справочный портал «Взгляд», 2015. URL: http://vz.ru/news/2015/1/22/725724. html (дата обращения: 19.03.2019).

7. Льготное автокредитование 2014. Список автомобилей [электронный ресурс] // bankclub.ru информ.‑справочный портал «Клуб банковских аналитиков» 2014. URL: http://bankclub.ru/24801_lgotnoe_ avtokreditovanie_2014_spisok_avtomobiley. html (дата обращения: 19.03.2019).

8. Бондаренко М. Программа утилизации автомобилей продлена на 2015 год [электронный ресурс] // top.rbc.ru: Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» 2015 URL: http://top.rbc.ru/economics/02/12/20 14/547defeccbb20fc3527c31a5 (дата обращения: 02.15.2019).

9. Медведев продлил программу утилизации автомобилей на 2015 год [электронный ресурс] //Interfax.ru: Сетевое издание «Интерфакс» 2015 URL: http://www.interfax.ru/business/430922 (дата обращения: 02.05.2019).

Нынешнее время диктует российской автомобильной промышленности определенные ограничения, обусловленные не только экономическим кризисом и снижением курса национальной валюты, но и экономическими санкциями в отношении России от ряда государств. Совокупность негативных факторов в нашей экономике буквально обрушила продажи новых автомобилей. Основной причиной резкого спада продаж является снижение курса рубля — это один из ключевых аспектов, оказавший влияние на авторынок в 2014 г. и определявший ситуацию в 2015 г. Обесценение рубля по отношению к доллару и евро в 2014 г. составило 99% и 67% соответственно. Южнокорейская вона и японская йена укрепились к рублю на 93% и 77% соответственно [1]. Как следствие, в течение всего 2–3 месяцев произошел резкий скачок рублевых цен на автомобили, из‑за которого, по прогнозам автопроизводителей, российский рынок в 2015 г. сократится на 24% несмотря на спад в 32,1% за январь — февраль 2015 г. по отношению к прошлогодним показателям за тот же период [2]. Продажи начала года непоказательны для всего года в целом, т.к. пик продаж пришелся на декабрь 2014 г., когда курс рубля достигал максимальных значений и покупатели спешили приобрести автомобили до серьезного подорожания, затем спрос ожидаемо упал.

Являясь причиной подорожания импортной продукции и сырья, низкий курс рубля, в то же время, предоставляет конкурентное преимущество для отечественных предприятий с высокой степенью локализации в России, что может привести к значительному перераспределению долей секторов рынка, в которых представлены отечественные товары и конкурентная борьба наиболее сильна. В подтверждение этому, несмотря на общий значительный спад продаж новых легковых автомобилей в России, отечественные производители в январе — феврале 2015 г. продемонстрировали не худшие показатели: спад в процентном соотношении составляет для ОАО «Ульяновский автомобильный завод» 11,6%, ОАО «АвтоВаз» — 24,6%. Хотя другие предприятия на российском рынке, занимавшие значительные доли рынка, показывают куда большие потери в низшем-среднем ценовом сегменте: Honda — 85,6%, Opel — 81,8%, Ford — 69,6%, Renault — 39,5%, Nissan –34,2%. Но не всем крупным предприятиям начало года принесло значительное потери, например продажи некоторых производителей, имеющих собственные сборочные заводы в России, упали незначительно: Skoda — 3,5%, Kia — 2,4%, а Hyundai и вовсе показал рост на 4% [3]. Мы рассматриваем низший и средний ценовой сегмент рынка, который стал основным фактором развития автомобильной промышленности, так как именно в них представлена продукция российских и локализованных в России предприятий по режиму «промышленной сборки» (CKD) [4]. Доля произведенных автомобилей в России в этом режиме составляет сегодня 62% [5]. Сборка по режиму CKD — (от англ. Сomplete Knock Down, «полноразборный») — технология импорта автомобилей, в основном ориентирована на обход высоких импортных пошлин или акцизных сборов. Технология заключается в том, что машинокомплект, состоящий из отдельных деталей, ввозят в страну дальнейшего сбыта и собирают на местном производстве. Выгода состоит в уплате таможенных пошлин за комплектующие, ставки по которым обычно ниже, чем на готовый автомобиль. Кроме того, если производство части деталей выполняется в стране сборки транспортного средства (как правило, это крупногабаритные детали, такие как рама, кузов и др.), то имеет место экономия на транспортных расходах и может быть экономия в самой стоимости производства таких деталей.

Для Цитирования:
Тахтамышева З.Ш., Дзамыхов М.И., Перспективы роста отечественных предприятий автомобильной промышленности в новых экономических условиях. Главный механик. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: