По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.3

Перспективы развития научно-образовательных центров подготовки инновационно-ориентированных кадров

Объединение науки, образования, инноваций и производства предопределяет новые перспективные направления в подготовке молодых специалистов, способствует интеграции кадровых и материальных потенциалов организаций-партнеров в развитии научной, образовательной и инновационной деятельности, привлечению талантливой молодежи к занятиям и выполнению работ в существующих и открывающихся научно-образовательных центрах (НОЦ), содействует их закреплению в сфере науки и высшего образования. Этими факторами объясняется значительное внимание, которое уделялось и уделяется в настоящее время созданию таких научно-образовательных центров, деятельность которых направлена на подготовку высококвалифицированных кадров для научной работы и производства.

Литература:

1. Кириллова С.С. Анализ деятельности научно-образовательных центров и оценка их эффективности. — Воронеж: ГОУ ВПО «ВГЛТА», 2010.

2. Кириллова С.С., Пошарников Ф.В., Новиков С.В. Анализ эффективности научно-образовательных центров вузов // Актуальные проблемы лесного комплекса : межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. проф. Свиридова Л.Т. — Воронеж: ГОУ ВПО «ВГЛТА». — 2010. — Вып. 1. — Т. 1.

3. Кириллова С.С., Безрукова Т.Л., Борисов А.Н. Создание научно-образовательных центров и их роль в повышении эффективности образовательной деятельности и научных исследований // «ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия». — 2011. — № 9.

4. Кириллова С.С. Роль малых предприятий в развитии инновационной деятельности научно-образовательных структур // Социально-экономические аспекты инновационного развития систем в условиях возрастающей глобализации: сб. тр. междунар. научнопракт. конференции / Под. ред. проф. Безруковой Т.Л. — М.: КноРус, 2010.

5. Лобанов В.И., Шешуков О.Ю., Леонтьев Л.И., Шаврин В.С., Макаров К.С. Новые формы образовательного процесса с использованием потенциала Российской академии наук // Вузы России и Болонский процесс: сб. мат-ов межд. научно-практич. конф. — Уральский государственный технический университет. — Екатеринбург, 2005.

Проблема подготовки кадров в развитии экономики в России всегда занимала ведущее место. Подготовкой кадров занимались средние и высшие учебные заведения. В последнее время на базе вузов и других научноучебных учреждений стали открываться научно-образовательные центры (НОЦ), создаваемые для подготовки высококвалифицированных кадров.

Организованы научно-образовательные центры в качестве помощников в получении различных возможностей как для школьников, студентов, аспирантов, соискателей, молодых преподавателей, т. е. получателей знаний, так и для дающих эти знания— высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов и т. д. Дальнейшее их развитие и соответствующая нормативно-правовая база современного государства позволила этим центрам реализовывать инновационную деятельность на базе научных разработок и подготавливать инновационно-ориентирован ные кадры для участия в коммерциализации результатов инновационной деятельности [1].

В литературе четкого понятия научно-образовательного центра пока нет, и фактически термин этот не определен.

В сложившейся российской практике научно-образовательные центры начали создаваться как структурные подразделения высших учебных заведений, ориентированных:

– на разработку новых программ и методов, развивающих и объединяющих передовые научные исследования и учебный процесс;

– развитие экспериментальной базы и оборудования для проведения современных научно-исследовательских работ и учебного процесса;

– развитие связей в области науки и образования с другими организациями, включая институты Российской академии наук, российские и зарубежные университеты, промышленные предприятия;

– предоставление специальных возможностей для молодых людей, перспективных ученых и исследователей на конкурсной основе [1].

По данным, полученным в созданном по решению Правительства РФ в 1994 г. Национальном фонде подготовки кадров, на декабрь 2011 г. всего зарегистрировано 472 научно-образовательных центра. Учет НОЦ проводился с 1996 по 2009 г. В результате установления уникальных ответственных исполнителей деятельности НОЦ был получен список из 437 научно-образовательных центров.

Для Цитирования:
Перспективы развития научно-образовательных центров подготовки инновационно-ориентированных кадров. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2016;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала