Развивающиеся компании и молодые стартапы всегда находятся в поисках инвестиций. Спрос рождает предложение, что приводит к созданию новых способов привлечения денежных средств в проекты. В данной статье мы разберемся с такими понятиями, как краудфандинг, краудинвестинг и краудсорсинг.
Термины «краудфандинг» и «краудинвестинг» обычно используются как синонимы, что неверно.
Краудсорсинг объединяет в себе два слова crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов», т. е. для решения поставленной задачи используются знания, умения, навыки и опыт широкой аудитории людей, что стало возможно с развитием Интернета.
Краудфандинг — привлечение финансовых ресурсов от большого количества людей (от англ. crowd — толпа и funding — финансирование) с целью реализации продукта или услуги, помощи нуждающимся, проведения мероприятий, поддержки как физических, так и юридических лиц и т. д. 1
Краудфандинг можно рассматривать как часть краудсорсинга, потому что если «источник» может быть другим, не только финансовым, то «финансирование» — это именно сбор денег. И если говорить о разнице между краудфандингом и краудинвестингом, то краудинвестинг — это краудфандинг, основанный на участии в капитале. Краудфандинг для создания капитала является одной из самых интересных форм бизнес-моделей. В этом случае спонсор получает право на участие в компании на правах собственника в качестве награды. Это может быть доля собственности, акции компании, дивиденды или право голоса на собрании акционеров.
Интересно изучить истоки возникновения такого способа инвестирования и финансирования.
Коллективное решение задач не является чем-то принципиально новым в мире. Например, в 1714 г. правительство Великобритании установило приз за нахождение метода точного определения долготы на море. Вместо того чтобы оплатить соответствующие изыскания какому-то одному ученому, Лондон предложил поучаствовать в решении головоломки всем, кто был на это способен, пообещав награду в 20 тыс. фунтов2 .