Руководство России постоянно рассматривает возможности укрепления взаимоотношений со странами евразийского пространства как перспективное направление своей внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, что подтверждается содержанием Концепции внешней политики Российской Федерации 2023 г. [1].
В сегодняшних условиях дальнейшее развитие процесса евразийской интеграции, на наш взгляд, может протекать в направлении сопряжения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с интеграционными объединениями Азиатско-Тихоокеанского региона и формирования Большого евразийского партнерства (БЕП), или Большой Евразии.
Ныне экономическое сотрудничество на полях Большой Евразии осуществляется в рамках Евразийского экономического пространства — одной из форм межгосударственной интеграции, цель которого — либерализация внешнеэкономических отношений и осуществление коллективного протекционизма за его пределами. При этом задачей является обеспечение так называемых «четырёх свобод» между государствами-участниками: движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, а также обеспечение начал координации экономической политики государств-участников в отношении макроэкономики и финансового сектора, транспорта и энергетики, торговли, промышленного и агропромышленного комплексов и пр.
Движущей силой Евразийского экономического пространства выступает Евразийский экономический союз, который приобрел статус международной правосубъектности, позволяющий осуществлять международное сотрудничество и заключать международные договоры с государствами, международными организациями и объединениями.
Расширение сферы деятельности Евразийского экономического союза демонстрирует сильные центростремительные тенденции и создает объективные предпосылки для формирования на пространстве Евразии и Азиатско-Тихоокеанского региона справедливого, открытого, равноправного и созидательного сотрудничества как между отдельными государствами, так и между многосторонними объединениями, в связи с чем возникает своевременная необходимость сопряжения уже существующих на Евразийском континенте параллельно развивающихся интеграционных потенциалов, способных привести к гармонизации международных торгово-экономических, производственно-технологических и гуманитарных связей.