По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.4

Перспективы производственной кооперации в автопроме

Курганов Юрий Александрович ведущий специалист по проектным закупкам, 119285, Москва, ул. Пудовкина, д. 4а. E-mail: yuri.kurganov@ya.ru

Анализируя изменения, произошедшие в российской автомобильной промышленности с 1990-х гг., можно смело утверждать, что сделаны существенные шаги в сторону ее качественного развития, включающие в себя наращивание производимой в России добавленной стоимости отрасли, повышение качества производимых компонентов, узлов и агрегатов, а вместе с ними и собираемых из них автомобилей, вытекающее отсюда положительное изменение имиджа конечной продукции в восприятии потребителя и, конечно же, доминирование на рынке локально произведенных моделей автомобилей. 2018 г. является своего рода рубежом для российского автопрома, так как именно в этом году существенным образом меняются условия ведения автомобильного бизнеса в России в рамках взятых на себя страной обязательств перед ВТО. В данной статье рассматривается возникающая в этой связи неопределенность, анализируются основные результаты пути, пройденного за более чем десятилетний период, и освещаются основные вопросы, стоящие перед отраслью на рубеже нового десятилетия.

Литература:

1. Евросоюз пожаловался в ВТО на российский утилизационный сбор // Экономика РБК [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/10/10/2013/570410e09a794761c0ce2906.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2005 № 166 (ред. от 24.03.2014) «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки».

3. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации № 73, Минпром­энерго Российской Федерации № 81, Минфина России от 15.04.2005 № 58н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Порядка, определяющего понятие "промышленная сборка" и устанавливающего применение данного понятия при ввозе на территорию Российской Федерации автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701–8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов» (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 25.04.2005 № 6543).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2006 № 566 (ред. от 08.12.2010) «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки».

5. Соглашения о промсборке подписали шесть компаний [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cartimes.ru/news/1857/soglasheniya-o-prom­sborke-podpisali-6-kompaniy.html

6. «Промсборка» в России привлекла иностранных поставщиков. — АВТОСТАТ аналитическое агентство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.autostat.ru/all/onprint/2/9356/.

7. Представлено автором по данным проекта Стратегии развития автомобильной промышленности Российской федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depsectoreconom/2017310512.

Изменения, о которых идет речь, являются закономерным результатом вступления Российской Федерации в 2012 г. во Всемирную торговую организацию, условием которого было принятие на себя страной обязательств по приведению российской политики в области стимулирования развития национальной автомобильной промышленности в соответствие с глобалистским пониманием принципов организации мирового хозяйственного порядка. На практике в духе принципов глобализации мировой экономики Россия приняла на себя обязательства по поэтапному снятию протекционистских барьеров в отношении импортной продукции автомобилестроения, то есть выполнению требований по защите от недобросовестной конкуренции, в результате которых не только ограничиваются возможности страны вводить, например, специфичные, по сути протекционистские, утилизационные сборы на импортные автомобили (достаточно вспомнить скандал в ВТО 2013 г.1), но и прекращается действие государственных программ содействия российскому автомобильному бизнесу.

Следует особо упомянуть, что на современном этапе в понятие «российские предприятия автомобильной промышленности» вкладывается значение «предприятия автомобильной промышленности, расположенные на территории Российской Федерации», при этом в большинстве своем учредителями и владельцами данных предприятий являются представители мирового сообщества, ведь все основные игроки российского рынка — это транснациональные корпорации, локализовавшие в России определенные процессы производства и научно-технической деятельности. В этой связи возникает своеобразный парадокс, при котором экономические субъекты, имеющие интернациональную основу и, соответственно, по определению стремящиеся к единообразию управленческих моделей в области производственно-технологической кооперации, оказываясь в обособленном положении в каждой конкретной локации, все же стремятся извлекать максимальные региональные преференции в области государственной поддержки развития автомобильной промышленности. Более того, происходящие в мире политики события, в частности, занимающие первые полосы новостных ресурсов гибридные войны на Украине и в Сирии, а также мотивированный ими резко недружелюбный тон официальных лиц западных стран в отношении России вкупе с экономическими баталиями в виде адресных санкций, ориентированных на применение наработанных экономических связей и мировой финансовой системы в качестве инструментов принуждения контрагентов к покорности, все в большей степени указывают на усиление тенденции к регионализации. На этом фоне стремление предприятий отдельных стран и регионов эффективно взаимодействовать на своей территории и использовать по сути все те же меры недобросовестной конкуренции при стабильном технологическом развитии для изоляции от представителей других регионов позволяет прогнозировать долговременную тенденцию к регионализации мировой экономики в целом и отношений кооперантов в автомобильной промышленности в частности.

Для Цитирования:
Курганов Юрий Александрович, Перспективы производственной кооперации в автопроме. Международная экономика. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: