Благодаря высокому пищевому качеству речные раки из России [3] весьма ценились на европейских рынках как сырье для приготовления разнообразных пищевых продуктов. В лучшие годы состояния запасов российских астацин (конец XIX — начало XX в.) из общего объема ракопродукции на западноевропейских рынках, который не превышал 50 млн шт. в год (~2 тыс. т), на долю поставок из России приходилось не менее половины (25 млн шт. раков) [14 и др.]. Сокращение уровня промысловых запасов российских астацин обозначилось уже в первой половине ХХ в., продолжилось после войны 1941–1945 гг. и имеет место в настоящее время [1; 16; 18; и др.].
В настоящее время российское рачное хозяйство представлено добывающей отраслью — раколовством, эксплуатирующей природные запасы речных раков. Понятие «рачное хозяйство» в данном контексте имеет условный характер, поскольку промысел речных раков относился к рыболовству в континентальных водоемах, а раководство (отрасль аквакультуры по разведению раков) в России не поставлено на промышленную основу, но оба эти направления связаны общими задачами — поставкой ракопродукции населению и необходимостью воспроизводить запасы. Объектами российского рачного промысла являются три вида речных раков нативного евразийского подсемейства Astacinae Latreille, 1802 г. (далее по тексту — астацины). К ним относятся: из рода Astacus Fabricius, 1775 — широкопалый рак (Astacus astacus (Linnaeus, 1758)); из рода понтичных раков (Pontastacus Bott, 1950) — длиннопалый рак (Pontastacus leptodactylus (Eschscholtz, 1823)) и кубанский рак (P. cubanicus Birstein, Winigradov, 1934). Названия речных раков даны по системе Ya. I. Starobogatov [22].
Современная ракопродукция состоит из длиннопалого и кубанского речных раков (фото); наиболее ценимый в Европе широкопалый рак в промысловых уловах практически не представлен [9; 15]. Экспорт речных раков из России резко снизился; централизованный контроль их промысла не ведется. На первое десятилетие XXI в. запасы астацин в РФ оценены приблизительно в 330 т, а общий допустимый улов (ОДУ) — в 74 т (данные на 2004 г.). Это в четыре раза меньше по сравнению с аналогичными данными по РСФСР на период 1971–1980 гг. К настоящему времени ракохозяйственный статус сохранили водоемы Волго-Каспийского региона, бассейна Нижнего Дона и Кубани [2; 20; 21].