В Российской Федерации действует ГОСТ 20793 «Тракторы и машины сельскохозяйственные. Техническое обслуживание», который пересмотрен, прошел согласование и подлежит оформлению как межнациональный стандарт. Согласно этому ГОСТ, техническое обслуживание, например, тракторов проводится регламентно по строго заданной периодичности. Для новых машин, введенных в эксплуатацию после предпродажного сервиса и обкатки, такая регламентация оправдана, но для машин после наработки 4‒6 тыс. м-ч возникают ситуации, когда обслуживание запаздывает и могут возникать аварийные отказы. Появление бортового мониторинга основных агрегатов машин дает возможность оптимизировать периодичность их сервиса раздельно по регулируемым, функциональным и по нерегулируемым ресурсным (структурным) параметрам. В данной работе поставлена цель обосновать предпосылки к такой оптимизации.
Настоящее исследование основано на методических положениях фундаментальной работы проф. Михлина В.М. «Управление надеж ностью сельскохозяйственной техники» [1].
Предпосылки к оптимизации оперативного обслуживания самоходных машин
Техническое состояние самоходных машин, их надежность, экономичность, экологичность и безопасность использования зависят от большого числа структурных параметров, часть которых контролируется ресурсными диагностическими параметрами. В их проверке и проведении работ технического обслуживания №3, например по тракторам типа Кировец, предусмотрено 46 операций, некоторые из которых сложны, трудоемки, требуют специального оборудования приборов, инструмента и различных расходных материалов: 10 марок масел моторных, трансмиссионных, гидравлических, два вида пластичных смазок, антифриз, бензин, дизельное топливо, вода [2].
Важнейшим условием эффективности технического обслуживания и ремонта машин является диагностирование как информационное обеспечение управления. Поэтому оно органически влилась в основные мероприятия планово-предупредительной системы организации ТО ремонта машин, хотя на начальном этапе развития ППС была ориентация на возможности человека с ограниченным количеством технических средств, а в некоторых условиях почти без них.