По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323.2 DOI:10.33920/vne-04-2002-02

Перспективы мировой экономики и участия в ней России

Устинович Елена Степановна д-р полит. наук, доцент, профессор кафедры экономики, управления и аудита, E-mail: lenausti@mail.ru
Куликов Михаил Викторович канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры экономики, управления и аудита, Юго-Западный государственный университет E-mail: topgan_07@mail.ru Юго-Западный государственный университет 305040, Российская Федерация, г. Курск, ул. 50-лет Октября, д. 94.

Актуальность настоящей статьи обусловлена необходимостью повышения эффективности социально-экономического развития России, ее регионов на основе принятых и реализуемых национальных проектов. Перед Правительством Российской Федерации президентом России поставлена амбициозная задача вхождения российской экономики в пятерку лидирующих экономик мира. Анализ данных, содержащихся в паспортах национальных проектов, а также статистика Всемирного банка и других источников позволили авторам сделать выводы о состоянии существующей экономической политики.

Литература:

1. Абрамов А. Е., Аксёнов И. В., Радыгин А. Д., Чернова М. И. Современные подходы к измерению государственного сектора: методология и эмпирика // Экономическая политика. — 2018. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/sovremennye-podhodyk-izmereniyu-gosudarstvennogosektora-metodologiya-i-empirika (дата обращения: 03.01.2020).

2. Будущее России: национальные проекты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// futurerussia.gov.ru.

3. Кандалинцев В. Г. Крупные экономики Азии в глобальных трендах развития // Восточная аналитика. — 2014. — № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/krupnye-ekonomiki-azii-v globalnyh-trendah-razvitiya (дата обращения: 29.01.2020).

4. Медведев Д. А. Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития // Вопросы экономики. — 2018. — № 10.

5. Национальные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://government.ru/projects/ selection/741/35675/.

6. Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/events/president/ news/57425.

7. Подмаркова И. П. Оценка уровня экономической безопасности государства с учетом фактора национального богатства // Вестник Института экономических исследований. — 2019. — № 1 (13) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ otsenka-urovnya-ekonomicheskoybezopasnosti-gosudarstva-s-uchetomfaktora-natsionalnogo-bogatstva (дата обращения: 03.01.2020).

8. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/ directions/makroec/prognoz_socialno_ ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_ period_do_2024_goda_.html.

9. Статистика Всемирного банка (World Development Indicators) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mydata.biz/ru/Catalog/ databases/wdi (дата обращения: 03.01.2020).

10. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 03.01.2020).

11. Цыбаков Д. Л. Регулирование гражданско-правовых отношений в современной России: проблема пределов государственного вмешательства // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2017. — № 6 (119). — С. 167–174.

12. Черемушкина М. В. Анализ российского товарного экспорта методом постоянной доли рынка // Торговая политика. — 2018. — № 2 (14) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/analiz-rossiyskogo-tovarnogoeksporta-metodom-postoyannoy-dolirynka (дата обращения: 29.01.2020).

13. https://data.worldbank.org/ indicator/NY.GDP.MKTP.PP.CD.

14. Kirillova Е. А., Shergunova Е. А., Ustinovich E. S., Nadezhin N. N., Sitdikova L. B. The Principles of the Consumer Right Protection in Electronic Trade: A Comparative Law Analysis [Электронный ресурс]. — Режим доступа: /http://www.econjournals.com/index. php/ijefi/article/view/2540/pdfhttp:// www.econjournals.com/index.php/ ijefi /article/view/2540/pdf.

15. Ustinovich E. S., Кulikov M. V., Vorobjev J. N. State policy for digitization in agricultural sphere: foreign experience // Retrieved from: Proceedings of the International Scientifi c and Practical Conference "Digital agriculture — development strategy" (ISPC 2019) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.atlantispress.com/proceedings/ispc-19/articles.

Развитие Российской Федерации на ближайшую перспективу определено в Указе от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [10, 2018], где перечислены национальные проекты, нацеленные прежде всего на осуществление прорывного научно-технологического и социально-экономического развития страны.

Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до 2024 г. вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира путем превышения темпов экономического роста страны выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 %.

Научная проблема, которая рассматривается в данной статье, состоит в том, что объявленный высшим политическим руководством России экономический прорыв может быть нивелирован целым рядом имеющихся политико-экономических барьеров.

Как следует из материалов, подготовленных на основе паспортов национальных проектов [2, 5], которые были утверждены на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г., общий объем финансирования национальных проектов до 2024 г. определен в сумме 25,7 трлн руб., из них 10,1 трлн руб. предназначены для обеспечения экономического роста.

Согласно статистике Всемирного банка, рейтинг государств с наибольшими объемами номинального ВВП приведен в таблице 1.

В настоящее время ситуация в экономике страны выглядит весьма тревожной: в период с 2013 по 2018 г. ВВП России в номинальном выражении уменьшился на самую большую величину в рейтинге стран с наибольшими объемами ВВП — с 2297,1 млрд до 1657,6 млрд долл. США, или на 639,5 млрд долл. США, что, в свою очередь, привело к существенному уменьшению на 1,05 п. п. удельного веса России в мировой экономике.

Доля России в 2018 г. составляла только 1,93 % от общего объема мирового производства, и, как результат негативной тенденции сокращения ВВП, страна откатилась в рейтинге стран с наибольшими объемами ВВП с 8-го места в 2013 г. до 11-го места в 2018 г. [1]. Сохранение подобных темпов сокращения ВВП России в будущем нивелирует возможности достижения поставленных целей экономического развития [11, 167].

Для Цитирования:
Устинович Елена Степановна, Куликов Михаил Викторович, Перспективы мировой экономики и участия в ней России. Международная экономика. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: