Актуальность темы. Клеточное пушное звероводство России – важная отрасль АПК. В прошлые годы она была высокорентабельной. Вхождение отрасли звероводства в рыночную экономику было достаточно тяжелым и сопровождалось резким сокращением количества звероводческих хозяйств, маточного поголовья зверей и объемов производства пушнины до уровня 50-х гг. прошлого столетия [4].
Сегодня отрасль имеет существенные проблемы, которые негативно влияют на ее развитие, экономический рост и финансовую устойчивость предприятий. Количество хозяйств за годы перестройки резко сократилось. Их осталось около 40 в 20 регионах страны [2].
Состояние отрасли пушного звероводства. Пушно-меховой рынок России – один из крупнейших в мире. Это связано с определенными традициями, холодным климатом и многим другим. Потребность рынка в меховых изделиях составляет порядка 7–10 млн в переводе на шкурку. В советский период времени, когда мы производили 15– 17 млн (Россия – от 8,5 до 12 млн), полностью обеспечивали себя сырьем, работали сотни предприятий по выделке и пошиву, излишки продавали за рубеж. В настоящее время Россия производит около 2,5% мирового производства меховых изделий, а потребляет больше, чем производит.
Следовательно, порядка 7 млн к нам поступает продукции из-за рубежа (Китай, Турция, Греция). По разным источникам мировое производство норки в 2014 г. составило 87,2 млн шкурок. Лидерами являются следующие страны: Китай – 35 млн (за год прибавил 4 млн), Дания – 17,9 млн, Польша – 7,8 млн, Голландия – 5,5 млн, США – 4,0 млн, Канада – 3,5 млн (табл. 1).
Китай также занимает первое место в мире по производству шкурок лисиц – 5,0 млн из 7,75 млн мирового производства, на втором месте Финляндия – 1,8 млн шкурок.
Основным объектом разведения в России является норка (табл. 2). Поголовье норки варьирует по годам от 360 до 523 тыс. гол. Поставлена задача – до 2020 г. поголовье увеличить в два раза, чтобы восстановить объемы производства, в то же время это будет составлять примерно 50% потребности в данном сырье [8].