По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08:001

Перспективные транспортные технологии и безопасность

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Рассматриваются перспективные для железных дорог транспортные технологии: высокоскоростные, с беспилотным вождением и диспетчерским управлением ведения поездов, тяги поездов на основе водородной энергетики, безгорочного поездообразования, массового освоения перевозок универсальными грузовыми единицами, в частности, контейнерами, — и сопоставляются с их возможными влияниями на улучшение или ухудшение состояния различных видов безопасности.

Литература:

1. Указ Президента Российской Федерации от 18 июня 2024 г. № 529 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технологического развития и перечня важнейших наукоемких технологий».

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (утратил силу).

3. Транспортные технологии — 17 мая 2024 / Москва — Конференция «Транспортные технологии: пересекая временные границы / URL: https://www.polimus-transport-conf.ru/ event/8006 (дата обращения 14.07.2024).

4. Так будут выглядеть высокоскоростные поезда, которые довезут из Москвы в Петербург за два часа / URL: https://storage.yandexcloud.net/moskvichmag/uploads/2022/10/ trane81.jpg (дата обращения 01.03.2024).

5. Рудановский В.М. Задачи безопасности на высокоскоростных железнодорожных магистралях // «Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте». — 2024. — № 2 — C. 3–12.

6. Отчет о деятельности ОАО «РЖД» в области устойчивого развития // ОАО «РЖД». — 2020. — 180 с. URL: https://ar2020rzd.ru (дата обращения 17.11.2022).

7. Паспорт Комплексной программы инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2025 года. Утвержден распоряжением ОАО «РЖД» от22.09.2021 г. № 2071/ р.

8. Концепция развития водородной энергетики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2021 г. № 2162-р.

9. Запуск первых в России водородных поездов перенесли на 2025 год. — 11 янв. 2023. URL: https://www.rbc.ru/business/11/01/2023 (дата обращения 15.08.2024).

10. Когда в России выпустят первый водородный поезд: объявлены сроки. — 7 марта 2024 — URL: https://hi-tech.mail.ru/news/107220 (дата обращения 15.08.2024).

11. На Сахалине запустили первый в России водородный полигон — Официальный сайт Правительства Сахалинской области — 16.07.2024 / URL: https://sakhalin.gov.ru (дата обращения 11.08.2024).

12. Рудановский В.М. Безопасность движения и коренные преобразования на железнодорожном транспорте // «Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте». — 2020. — № 3 — C. 4–14.

13. Edwin R. ‘Chip’ Kraft, Ph. D. To Hump Cars or Not? // «Railway Age». — September, 2017, — p. 55–56.

14. Does the Reopening of Hump Yards Indicate a Rethinking of PSR? — January 27, 2024 — URL: https://clnusa.com/2024/01/27/ (дата обращения 07.09.2024).

15. Концепция стратегического развития железнодорожного транспорта на «пространстве 1520» до 2030 года. Утверждена Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 12 ноября 2021 года.

Указом Президента РФ [1] утверждены приоритетные направления научно-технологического развития и перечень важнейших наукоемких технологий с поручением Правительству РФ обеспечить единство их применения посредством комплекса подлежащих разработке мероприятий. Все они находятся в русле того, что уже делается как в нашей стране, так и за рубежом.

Среди приоритетных направлений научно-технологического развития приведены «интеллектуальные транспортные и телекоммуникационные системы, включая автономные транспортные средства», среди критических важнейших наукоемких технологий — «транспортные технологии для различных сфер применения (море, земля, воздух), в том числе беспилотные и автономные системы». Развитие транспортных технологий тесно связано с деятельностью по достижению требуемого высокого уровня безопасности на транспорте, и поэтому специалисты в области безопасности не могут остаться безучастными к реализации этих технологий.

В предыдущем, утратившем силу Указе Президента РФ [2], термин «транспортные технологии» не употреблялся, и упор делался на технологиях создания новых транспортных систем и транспортной техники нового поколения (рис. 1). Обычно с этим термином связана некая совокупность приёмов и методов, обеспечивающих перемещение грузов и пассажиров [3]. При этом общепринятого определения термину «транспортные технологии» не существует. Можно предполагать, что толкование этого термина в контексте развития транспортных технологий и инноваций включает признание тех технологий, в основе которых заложено хотя бы одно из следующих решений:

1) новые виды транспорта для перевозки людей и грузов;

2) новые технические решения на существующих видах транспорта;

3) новые крупные организационно-технологические решения на транспорте.

Новые транспортные технологии нацелены на трансформацию облика каждого из существующих или создаваемых видов транспорта или объединение этих видов в единую мультимодальную сеть. Такие процессы трансформации и объединения имеют отношение ко всему транспортному комплексу Российской Федерации, в том числе железнодорожному транспорту. В этой статье именно железнодорожный транспорт рассматривается как объект внедрения таких технологий, которые способны качественно изменить возможности железных дорог, особенно с позиций обеспечения безопасности их функционирования. На примере транспортных технологий, сгруппированных по трем указанным выше признакам (как основаниям для реализации соответствующих технологий), попытаемся сделать примерную оценку их влияния на безопасность.

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Перспективные транспортные технологии и безопасность. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала