По известным причинам производство локомотивов ЭП20, 2ЭС10 и 2ЭС7 прекращено, а производство полностью отечественных грузовых электровозов 2/3ЭС8 пока является мелкосерийным, произведен 1 3ЭС8 и 2 электровоза 2ЭС8.
Потребность в локомотивах с асинхронным приводом растёт, при должном обслуживании они заметно эффективнее своих предшественников, особенно высока потребность в мощных пассажирских локомотивах двойного питания, таких как ЭП20. Предварительный заказ на данные электровозы в 2010 году составлял 200 шт., но с увеличением их стоимости аппетиты у железных дорог снижались и в результате мы имеем всего 80 современных электровозов двойного питания. На базе ЭП20 планировалась разработка и выпуск электровозов ЭП2 постоянного и ЭП3 переменного тока, но это уже в прошлом.
После ухода из России компании Альстом, буквально в считаные месяцы появилась информация о планировании выпуска полностью отечественного электровоза ЭП40, с учётом имеющегося опыта, но в настоящее время никакой информации по ЭП40, кроме его названия нет.
И вот появилась более интересная информация о новых перспективных пассажирских электровозах. «Первые 24 поезда “тяни-толкай” выйдут на маршрут “Петербург — Москва” в 2027 году и будут проходить этот путь меньше чем за четыре часа.
Каждый такой состав будет включать восемь двухэтажных вагонов, соединённых с локомотивом серии ЭП22. Аналогичные по конструкции 58 поездов с локомотивами серии ЭП21 выйдут на линии на других участках РЖД», — сообщил глава дирекции тяги РЖД Дмитрий Пегов в интервью «Гудку».
Пегов подтвердил, что к 2026 году планируется вывести на линию принципиально новые пассажирские электровозы серий ЭП22 и 2ЭП22 на 200 км/ч и ЭП21 и 2ЭП21 на 160 км/ч.
С использованием таких электровозов будут формироваться поезда «тяни-толкай» (push-pull) — хвостовой вагон такого поезда оборудован полноценной кабиной управления, аналогичной то, что в локомотиве.
Исходя из числа вагонов в планируемом поезде «Санкт-Петербург — Москва» (8 двухэтажных) и заявленном времени в пути (менее 4 часов), можно смело предположить, что мощность электровоза ЭП22 должна быть примерно 4800–5200 кВт и сам электровоз будет 4-осным. Очевидно, что подобные поезда 8 двухэтажных вагонов +ЭП22 смогут дополнить или подстраховать Сапсаны на главном ходу Октябрьской магистрали (ОМ), а при использовании перспективных двухсекционных электровозов 2ЭП22 (мощность 9600–10400 кВт) длину поезда возможно будет увеличить до 16 двухэтажных вагонов при максимальной скорости движения 200 км/ч.