Земельные ресурсы в обеспечении функционирования города в прошлые годы имели значение как пространство жизнедеятельности (территория). Они обеспечивали пространственное размещение объектов и процессов жизнедеятельности городского сообщества. Их социальное и экономическое значение проявлялось в процессе пространственного размещения производственных, социальных и коммунальных объектов относительно мест проживания городских жителей. Другие свойства земли (кроме территории) имеют подчиненное значение и в незначительной степени влияют на качество и систему их управления. Поэтому в плановой экономике особого значения это не имели. Управление территорией города того периода осуществлялось на основе документов территориального планирования (генеральный план планировки и застройки). Проект земельно-хозяйственного устройства города являлся дополнением к этому документу и особой роли не играл.
Прошедшие земельные преобразования в значительной степени изменили эту ситуацию. Земля восстановила свое значение как недвижимое имущество. И вследствие этого она приобрела значительную экономическую ценность (стоимость), став кроме того товаром и объектом налогообложения. Имея неразрывную физическую, а значит и экономическую связь с располагающимися на нем зданиями и сооружениями, земельный участок стал основой формирования земельно-имущественного комплекса. (3) В соответствие с законодательством земельный участок наследует судьбу здания и сооружения, но это не значит, что земельно-имущественный комплекс образуется автоматически при строительстве здания и сооружения. Земельно- имущественный комплекс это не только физическое, но и правое единство земельного участка и расположенного на нем здания или сооружения. Это обозначает что он возникает только в том случае когда оба элемента земельно-имущественного комплекс находятся в собственности одного юридического или физического лица. В ином случае это два обособленных имущественных объектов. Это новое важное обстоятельство в управлении земельными ресурсами города. Оно создает сложности в решении всех градостроительных проблем. (1) В условиях государственной собственности на землю именно государство или по его поручению администрация субъекта федерации или города решала вопросы использования каждого участка на территории города. В современных условиях, когда собственниками земель на городской территории могут быть органы государственной власти, муниципалитеты, и частные собственники (юридические и физические лица, либо их объединения) мест принятия решений по распоряжению, владению и пользования недвижимости в пределах города может быть множество (2). Это множество имеет различные интересы, цели и задачи по использованию земель. Поэтому ранее применявшиеся методы прямого администрирования в сфере городского землепользования становятся все менее действенными и эффективными. На первое место в системе механизмов управления земельно-имущественным комплексом выходят правовые и экономические методы. При этом правовой механизм направлен на обеспечение урегулированности всех процессов в градостроительстве (законы, положения, инструкции, правила), а экономические методы к отсутствию ограничений в решении этих проблем. Превалирование одного из рассмотренных подходов с точки зрения структуры управления обеспечивает простоту, но не высокое качество управления. Наиболее подходящим в этом случае является сбалансированное сочетание этих двух подходов.