По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.014.543

Перспективные направления расходования средств образовательных учреждений с целью повышения их конкурентоспособности

Т.А. Журавлева д-р экон. наук, проф., профессор кафедры, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

Рассмотрены особенности финансирования учебных заведений высшего образования в условиях модернизации образовательного процесса и проводимой реорганизации вузов в России на примере создания опорного университета — Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева в г. Орле. В статье отмечается, что основные направления расходования средств оказывают влияние на конкурентоспособные преимущества, формируемые и вузом, и позволяющие ему выйти на новые рубежи в организации образовательного процесса и повышении собственного имиджа.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016).

2. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ред. от 23.12.2003).

3. Официальный сайт федерального портала «Российское образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.edu.ru/modules. php?page_id=6&name=Web_Links&l_op=viewlinkinfo&lid=108440.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» // [Электронный ресурс]. —Режим доступа: Российская газета. 2010. от 16.04 №5160 (81) — rg.ru/2010/04/16/gospodderzhkadok.html

5. Шарова О.О. Формирование механизма развития инновационной среды вуза: Автореф. дис. канд. экон. наук. — Уфа: 2012.

6. Фрумина С.В., Журавлева Т.А. Зарубежный опыт финансирования научных исследований и разработок // Налоги и налогообложение. — 2014. — № 8.

7. Программа создания опорного университета на базе реорганизации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Приокский государственный университет» на 2016–2020 гг.

8. Результаты научной и инновационной деятельности НИУ «БелГУ» за 2012 г.

9. Отчет о результатах деятельности Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» и об использовании закрепленного за ним федерального имущества за 2014 г.

В современных условиях образование играет важную роль как в развитии самого общества, так и в развитии инновационной экономики, основанной на знаниях и наукоемких технологиях.

Нормы, регулирующие отношения в сфере финансовой деятельности образовательных учреждений, отражены в Бюджетном и Налоговом кодексах РФ, в федеральных законах, в Указах Президента РФ, нормативно-правовых актах Министерства образования и науки РФ и другой нормативной базе.

Правовое регулирование отношений в сфере образования на федеральном уровне закреплено Конституцией РФ, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также другими законами, имеющими отношение к регулированию сферы образования.

Согласно ст. 99 федерального закона «Об образовании в РФ» финансовое обеспечение оказания образовательных услуг определяется действующим законодательством и формируется с учетом нормативов затрат на оказание услуг в сфере образования исходя из установленных критериев, используемых образовательных программ, форм обучения, а также требований к организации образовательного процесса. [1]

Для образовательных учреждений, действующих в рамках правового поля и обеспечивающих организацию образовательного процесса, основными направлениями расходования денежных средств являются:

•оплата труда профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала;

•выделение средств на осуществление хозяйственной деятельности образовательных учреждений, включая оплату ЖКХ, ремонт зданий, оборудования;

•финансирование науки и научных мероприятий (НИР, НИОКР, конференции, совместные проекты), фундаментальные и прикладные исследования;

•пополнение библиотечных фондов, в т.ч. электронными учебниками, и обеспечение неограниченным доступом к электронно-библи-отечной системе;

•выплата стипендий студентам, магистрам, аспирантам;

Для Цитирования:
Т.А. Журавлева, Перспективные направления расходования средств образовательных учреждений с целью повышения их конкурентоспособности. Юрист ВУЗа. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: