Каждый бизнес, некоммерческая организация, государственная структура сейчас сосредоточены на тактических и даже сиюминутных коммуникационных решениях, которые, как кажется, «сглаживают кривую» ущерба или хотя бы уместны в пандемическом контексте. Самые важные обобщения, стратегические выводы и фундаментальные уроки антикризисных коммуникаций в связи с наступлением риска «тотальная пандемия» еще будут сделаны и извлечены. А пока можно лишь набрасывать первые эскизы правил и установок, которые пригодятся (но будем надеяться, что нет) при новой встрече с подобным талебовским «черным лебедем».
Как и любой «черный лебедь», этот кризис оказался непрогнозируемым. Точнее, его масштаб и глубина вышли за рамки любых кризисных сценариев. Те, кто имел «красную книгу», едва ли учитывал риск пандемии и строгих карантинных мер в сочетании с разбалансировкой устоявшихся хозяйственных цепочек и деловых отношений. Многоуровневый характер «птицы» подвергает стрессу коммуникации на уровне государств, правительств, бизнеса, НКО и на межличностном уровне. Его кросс-отраслевая специфика втягивает в пандемический водоворот пиар-специалистов едва ли не всех отраслей экономики и сфер общества. Тихих гаваней больше нет, репутационный шторм вытащил в бушующее открытое море всех и каждого.
Совет № 1
Коммуникационная тактика должна быть строго выверена, подобно движениям эквилибриста, и сбалансирована сквозными и в равной степени релевантными для всех стейкхолдеров месседжами — от государства до потенциального потребителя. Иначе не миновать досадных оплошностей, за которые потом придется как минимум извиняться, подобно немецкому автопроизводителю, предложившему в качестве средства для соблюдения социальной дистанции люксовый электромобиль.
Коммуникационная тактика должна быть строго выверена, подобно движениям эквилибриста, и сбалансирована сквозными и в равной степени релевантными для всех стейкхолдеров месседжами — от государства до потенциального потребителя.