По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Перестройка не бывает гладкой. Профессор МГУ Наталья Зубаревич объяснила, почему на самом деле из региона уезжают люди и каким видится завтрашний день Кузбасса

Власти Кузбасса часто говорят о жесточайшем кризисе в угледобывающей отрасли. Параллельно с этим чиновники рассказывают о том, как важно региону уйти от угольной зависимости, ведь это влияет и на региональный бюджет, и на экологию. У кузбассовцев не растут зарплаты, невозможно быстро решить проблемы с экологией, да и в целом улучшить качество жизни. Корреспонденты ngs42.ru пообщались с регионоведом, профессором кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ и в НИУ ВШЭ Натальей ЗУБАРЕВИЧ. Эксперт объяснила, почему в ближайшее десятилетие регион не уйдет от угля, сколько времени понадобится на восстановление экологии, как Кузбасс стал лидером по ВИЧ и туберкулезу и зачем области нужен кластер искусств.

— Власти Кузбасса много говорят про угольный кризис, который сильно на регион влияет. Могли ли мы его предугадать заранее?

— Вы читали энергетическую стратегию России? Там написано, что производство угля будет расти, расти и расти. Мы ошиблись с очень многими вещами: со сланцевой нефтью, которая поломала нам мировой рынок, со сжиженным газом — догонять пришлось. Ну и с углем заодно. Упустили переход на другие источники энергии и методы добычи.

Мир переходит к зеленой экономике. И Европа через 2–3 года будет заставлять платить специальную пошлину на ввоз того, при производстве чего выделяется много CO2. Дольше всего продержится газ, поэтому очередность такая: сначала уголь будет поджиматься, потом нефть, дойдя до пика, пойдет вниз и последним — газ. Поэтому вы на раздаче зеленой экономики стоите первыми. И по вам это реально ударит. Не сразу, потому что азиатские рынки еще открыты, но европейские рынки уже усохли.

— Сможет ли Кузбасс в ближайшее время уйти от зависимости экономики от угля?

— Европа отказывается от угольной энергетики. А вот экспорт на Азию пока продолжается, и уголь покупают. Поэтому 60 % перевозок Транссиба — это уголь. Уголь продается и в Китай, и в Корею, и в Японию.

Быстро уйти от угольной зависимости экономики точно не получится, потому что когда один регион добывает 55 % всего угля в стране, это так быстро не меняется. Это первое.

Второе. Для того чтобы что-то поменять, а у вас это уголь и металлургия, нужны инвестиции. А у вас с инвестициями беда. И не только в ковидном 2020 году. У вас спад инвестиций шел с 2013 года. И вы даже не вернулись на уровень 2013 года, как, впрочем, и другие индустриальные регионы.

И третье, для того чтобы менялась экономика, нужны какие-то новые сервисные отрасли. Но для этого должны быть крупные города, потому что бизнес идет в основном туда, для этого должна быть развитая высшая школа. А у вас и с крупными городами [проблемы], вы не Новосибирск, давайте честно, хотя там тоже больших инвестиций нет.

Для Цитирования:
Перестройка не бывает гладкой. Профессор МГУ Наталья Зубаревич объяснила, почему на самом деле из региона уезжают люди и каким видится завтрашний день Кузбасса. Глава местной администрации. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: