По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Переписка со Сталиным: «Помогаем России»

Прошло два месяца с начала боев на русском фронте. Немецкие армии нанесли ужасные удары, но теперь проявилась и другая сторона медали. Несмотря на понесенные страшные потери, русские продолжали упорно и стойко сопротивляться. Их солдаты стояли насмерть, а их армии обретали опыт и мастерство. За линиями немецких фронтов появились партизаны, которые повели жестокую войну против немцев, нарушая их коммуникации. Захваченная противником русская железнодорожная сеть оказалась непригодной; шоссейные дороги не выдерживали интенсивного движения немецкого транспорта, а двигаться без дорог после дождя было часто невозможно. Транспортные средства уже начинали изнашиваться. Оставалось едва три месяца до прихода страшной русской зимы. Может ли за это время быть взята Москва? А если она будет взята, то окажется ли этого достаточно? Вот в чем был роковой вопрос. Хотя Гитлер все еще находился в приподнятом настроении после победы под Киевом, немецкие генералы уже ясно могли ощущать, что их прежние дурные предчувствия оправдываются. В ходе операций на фронте, который сейчас стал решающим, произошла четырехнедельная задержка. Задача «уничтожения войск противника в Белоруссии», которая была поставлена перед центральной группой армий, все еще не была выполнена.

Но по мере того как наступала осень и приближался решающий кризис на русском фронте, советские требования к нам делались все более настойчивыми…

29 августа 1941 г.

«1. Я искал какого-либо способа оказать помощь вашему великолепному сопротивлению до заключения тех долгосрочных соглашений, о которых мы договариваемся с Соединенными Штатами и которые явятся темой Московской конференции. Майский заявил, что большая нужда ощущается в истребителях ввиду тяжелых потерь. Мы посылаем 200 самолетов «Томахок», о чем я сообщал в своей последней телеграмме. Две наши эскадрильи в составе сорока «Харрикейнов» прибудут в Мурманск примерно 6 сентября. Вы, несомненно, понимаете, что истребительная авиация является основой обороны нашей метрополии, не говоря уже о том, что мы стараемся добиться господства в воздухе в Ливии, а также обеспечить Турцию, чтобы привлечь ее на нашу сторону. Тем не менее я мог бы отправить еще 200 «Харрикейнов», что составит в общей сложности 440 истребителей, если ваши летчики смогут их эффективно использовать. Это будут 8–12-пулеметные «Харрикейны», которые, как мы убедились, смертоносны в бою. Мы могли бы послать в Архангельск 100 штук сейчас и вскоре после этого еще две партии по 50 самолетов вместе с механиками, инструкторами, запасными частями и снаряжением. Пока же можно было бы организовать ознакомление ваших летчиков и механиков с новым типом самолетов, если вы отправите их в авиационные эскадрильи в Мурманск. Если вы сочтете это полезным, то будут отданы соответствующие распоряжения и через нашу военную авиационную миссию будет передана по телеграфу полная техническая инструкция.

Для Цитирования:
Уинстон Черчилль, Переписка со Сталиным: «Помогаем России». Международная экономика. 2017;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: