Цифровые бизнес-модели меняют характер конкуренции и взаимоотношений между организациями и их заинтересованными сторонами. Цифровые платформы и искусственный интеллект (ИИ) значительно сокращают ограничения масштаба, объема и обучения и увеличивают создание ценности за счет новых цифровых предприятий. Все чаще небольшое количество бизнес-центров, которые получают выгоду от положительной обратной связи благодаря расширению цифровых сетей, производят непропорционально большую долю богатства, становясь «фактическими распорядителями долгосрочного развития нашей экономики» [4].
Цифровые бизнес-модели часто предполагают переосмысление ролей, которые играют заинтересованные стороны, и переопределение способов сотрудничества, использования компетенций и повышения доверия [3]. Но эти новые формы организационной деятельности могут создавать дополнительные негативные внешние эффекты, которые усугубляют проблемы неравенства. Например, по мере роста масштабов небольшого числа цифровых предприятий при одновременном использовании лишь «крошечной части рабочей силы» выгоды достаются немногим и, таким образом, увеличивают разрыв в неравенстве доходов [9]. Аналогичным образом по мере вытеснения с рынка небольших традиционных предприятий из-за возросшей концентрации теряются рабочие места, социальная стабильность оказывается под угрозой и происходят изменения в конкурентной среде, которые угрожают подавить конкуренцию в долгосрочной перспективе. Наконец, для тех, у кого нет равного доступа к технологиям, цифровизация означает маргинализацию и дискриминацию. Руководители организаций признают потенциальное социальное воздействие этой деятельности и начали призывать к изменению практики, отмечая, что нынешние структуры управления не способны адекватно решать проблемы цифровой экономики [7].
В современных организационных контекстах появились две ключевые теории, касающиеся управления: теория агентства и теория управления [10]. Теория агентства, которая фокусируется на homo economicus, утверждает, что агенты, движимые индивидуализмом и оппортунизмом, часто будут действовать против интересов принципалов [4]. Происхождение термина управление восходит к теологическим текстам, а его интерпретации связаны главным образом с понятием «управление окружающей средой». В центре внимания управляющих в этом контексте — забота человека о мире природы, понимаемом как творение высшего существа. В основе этого центрального принципа лежит понимание того, что мотивирует людей быть экологически ответственными, является моральным императивом улучшения окружающей среды на благо других.