Одной из наиболее важных проблем современной спортивной медицины является поиск закономерностей ответа организма на воздействие значительно возрастающих физических и психоэмоциональных нагрузок, выявление стереотипных реакций, составляющих суть этого ответа, и поиск закономерностей сочетаний стереотипных реакций при включении их как в адаптационный, так и, возможно, в патологический процесс.
Достижения в современном спорте предполагают значительное увеличение объема и интенсивности физических нагрузок, что, в свою очередь, создает предпосылку для переутомления спортсменов и в последствии, возможно, развития перенапряжения. Следует отметить, что рациональное построение тренировочных нагрузок для абсолютно здоровых спортсменов, подготовленных к их выполнению, не может быть причиной развития каких-либо осложнений.
Заболевания возникают при нагрузках, если спортсмен недостаточно к ним подготовлен (в т. ч. недостаточно восстановлен после предыдущей нагрузки), что влечет за собой развитие предпосылок к развитию перенапряжения, сопровождающегося как центральной усталостью, так и изменением в нейроэндокринной и иммунной системах. Кроме того, возможным фактором риска развития перенапряжения является выполнение нагрузок на фоне неблагоприятных воздействий (курение, потребление алкоголя, применение запрещенных средств и методов, нарушение режима, психоэмоциональное перенапряжение). Что же касается вопросов женского спорта, особое внимание следует обращать на нарушения менструальной функции, что также может быть одним из факторов развития хронического перенапряжения. В таких случаях даже привычная физическая нагрузка может стать чрезмерной. Таким образом, вопрос о выборе объема физической нагрузки, допустимого без вреда здоровью, является одним из самых актуальных для тренеров на сегодняшний день. Решение этого вопроса должно быть строго индивидуальным, с учетом целого комплекса особенностей конкретного спортсмена, важнейшими из которых являются пол, возраст, морфофункциональные признаки, вид спорта, уровень подготовленности, спортивный стаж и опыт, образовательный уровень, самочувствие, данные врачебно-педагогических исследований, особенности ЦНС.