По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Перемещение рабочей силы на территории ЕАЭС

Т. Багланкызы Российская государственная академия интеллектуальной собственности, г. Москва, E-mail: gulmiranurgazina64@gmail.com, digital@rgiis.ru
Е. И. Чибисова Российская государственная академия интеллектуальной собственности, г. Москва, E-mail: gulmiranurgazina64@gmail.com, digital@rgiis.ru

В статье рассмотрены процессы регулирования трудовой миграции в ЕАЭС. Определены основные проблемы свободного движения рабочей силы в ЕАЭС. Охарактеризована законодательная база ЕАЭС, которая в миграционной политике фактически создает единый рынок труда на территории стран-членов. Проанализирована эффективность Договора о Евразийском экономическом союзе. Определена необходимость гармонизации миграционных законодательств в отношении регулирования внешних миграционных потоков. Установлены основные меры регулирования миграционных процессов на евразийском пространстве и в России, в частности, показана необходимость развития общей правовой и информационной базы сообщества.

Литература:

1. Абдыкеримова А. А., Джоробекова А. Э. Эволюция миграционных процессов на постсоветском пространстве и его особенности // Наука, техника и образование. — 2016. — № 8 (26). — С. 104–107.

2. Борисик О. В. Экономика доверия в процессах международной экономической интеграции: условия формирования и развития в Евразийском экономическом союзе // Экономика. Бизнес. Финансы. — 2019. — № 8. — С. 5–11.

3. Воронина Т. В. Эволюция теоретических подходов к анализу развития международной экономической интеграции // Terra Economicus. — 2010. — Т. 8. — № 3. — С. 212–243.

4. Государства — члены Таможенного союза и Единого экономического пространства в цифрах: стат. сб. / Евразийская экономическая комиссия. — М., 2023.

5. Государства — члены Таможенного союза и Единого экономического пространства: стат. сб. / Евразийская экономическая комиссия. — М., 2022.

6. Гусаков Н. П., Андронова И. В. Единая миграционная политика стран ЕЭП: проблемы разработки и перспективы реализации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. — 2014. — № 4. — С. 70–86.

7. ЕАЭС «Евразийский экономический союз» [Электронный ресурс]. — URL: http://eaeunion.org/ (дата обращения: 15.03.2024).

8. Евразийская экономическая комиссия [Электронный ресурс]. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Pages/default.aspx (дата обращения: 15.09.2018).

9. Зубенко В. В., Зубенко В. А. Экономика России: угрозы и перспективы // Проблемы мировой экономики и международных отношений на современном этапе: сборник научных трудов. — М., 2013. — С. 20–38.

10. Красинец Е. С. Трудовая иммиграция и рынок труда в период неустойчивого развития отечественной экономики // Экономика, социология и право. — 2015. — № 12. — С. 21–36.

11. Красинец Е. С., Гришанова А. Г., Кожевникова Н. И. Трудовая миграция в России и Беларуси на этапе формирования евразийской интеграции // Миграционное право. — 2014. — № 4. — С. 3–31.

12. Рожкова Ю. В. Эволюция развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве: Сборник научных статей по итогам работы Международного научного форума «Наука и инновации». — М., 2020. — Т. 1.

13. Российский статистический ежегодник — 2023 / Росстат. — М., 2023. — С. 91–92.

14. Государства — члены Таможенного союза и Единого экономического пространства в цифрах: стат. сб. / Евразийская экономическая комиссия. — М., 2017.

15. Рязанцев С. В., Хорие Н. Моделирование потоков трудовой миграции из стран Центральной Азии в Россию: Экономико-социологическое исследование. — М.: Научный мир, 2017. — С. 9.

16. Ткаченко М. Ф., Мигранян А. А., Тер-Акопов А. А. Регулирование миграционных процессов. Опыт Евросоюза // Обозреватель. — 2016. — № 1 (312). — С. 103–125.

17. ФМС России [Электронный ресурс]. — URL: https://xn--b1ab2a0a.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 25.09.2024).

18. Экономическое взаимодействие стран — членов СНГ в контексте Евразийского интеграционного проекта: Сборник научных статей / Отв. ред. Л.Б. Вардомский , А. Г. Пылин. — М.: ИЭ Р АН, 2015. — С. 348.

В последние десятилетия процесс глобализации и интеграции в различных формах становится все более очевидным. Одной из заметных интеграционных инициатив является создание Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который представляет собой международную организацию региональной экономической интеграции, обладающую международной правосубъектностью, учрежденную Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Региональная экономическая интеграция, включающая в себя такие страны, как Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия, ставит перед собой цель объединения экономических потенциалов стран-участниц. Одной из наиболее важных и комплексных задач для стран — членов ЕАЭС является миграция рабочей силы и формирование общего рынка труда. Основное внимание уделяется устранению барьеров на пути трудовой миграции, обеспечению равного доступа к рынку труда и правам трудящихся-мигрантов.

Трудовой рынок функционирует по тем же законам, что и рынок товаров, однако по отношению к последнему он имеет социально-психологические аспекты. Наряду с этим на функционирование трудового рынка также оказывают роль демографические характеристики населения стран, трудовой потенциал общества, состояние и характер миграции рабочей силы.

Основным документом, регулирующим перемещение рабочей силы, является Договор о Евразийском экономическом союзе. В его рамках действуют правила, которые позволяют гражданам стран-участниц свободно работать в других государствах Союза без необходимости получения виз и разрешений на трудовую деятельность. Согласно Договору, граждане государств-участниц, длительно проживающие на территории других стран Союза, получают правовой статус, близко приближенный к статусу граждан страны проживания. Еще одним значимым аспектом обеспечения свободной миграции рабочей силы внутри комьюнити, необходимого для создания общего рынка, является регулирование проблем социальной безопасности и пенсионного законодательства. Так, граждане стран ЕАЭС получают право на зачет трудового стажа в общий трудовой стаж для целей социального обеспечения. Тогда как под социальным страхованием для граждан ЕАЭС, регулируемым в национальном режиме, понимается доступность всех медицинских услуг для граждан государств — участниц ЕАЭС во время длительного нахождения по трудовым обязательствам на территории других государств-участниц, гарантированных национальными странами, обязательное медицинское страхование и бесплатная скорая медицинская помощь.

Для Цитирования:
Т. Багланкызы, Е. И. Чибисова, Перемещение рабочей силы на территории ЕАЭС. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2025;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: