По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 781.2 DOI:10.33920/nik-02-2404-04

Переходные формы искусства: генезис и модификации

Щеглова Татьяна Геннадьевна старший преподаватель кафедры искусства Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: musicaforever@rambler.ru, ORCID 0000-00002-8522-0648

В статье рассматриваются процессы формирования промежуточных форм культуры, выделяются основания их функционирования. Показано, что причины возникновения промежуточных форм культуры лежат и в основе культурогенеза, где чистые образцы жанров, стилей, направлений — это, скорее исключение из правил. Чаще же влияние иных тенденций всегда ощущается в произведении, что показала в свое время В.Д. Конен в работе «Третий пласт». В то же время, автор демонстрирует те условия современности, которые способствуют увеличению численности образцов промежуточных форм в музыке и культуре в целом — это и развитие техно-среды и коммуникационных средств, и возможности искусственного интеллекта и нейро-сети для имитации стилей и жанров как классической элитарной и традиционной культуры, так и массово-развлекательной, и социальные трансформации, ведущие к формированию малых социальных групп с собственными эстетическими предпочтениями. Статья представляет интерес в рамках изучения дисциплин «Теория музыки» и «Теория культуры»

Литература:

1. Власов В.Г. Жанр//Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — В 10 т. — СПб Азбука-классика, 2005. — Т. III.

2. Жанр музыкальный // Музыкальная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2899/Жанр (дата обращения: 16.01.2024).

3. Костина А.В. Теоретические проблемы современной культурологии: идеи, концепции, методы исследования. — М.: URSS, 2009. — 284 с. — 185 с.

4. Майк Лунаси: итальянец с русской душой. [Электронный ресурс]. URL: https:// rockcult.ru/po/mike-lunacy-quotes/ (дата обращения: 16.01.2024).

5. Философия и методология науки. (понятия, категории, проблемы, школы, направления): Терминологический словарь-справочник / сост. В. А. Степанович; сост. А.В. Климович; под общ. ред. В. А. Степанович. — Москва, Берлин : Директ-Медиа, 2017. — 277 с. // Электронная библиотечная система «Университетская библиотека ONLINE» [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471400, https://doi.org/10.23681/471400. (дата обращения: 16.01.2024).

6. Флиер А.Я. Тезаурус основных понятий культурологии: Учебное пособие. — М.: ООО «Издательство «Согласие», 2015 г. — 328 с.

1. Vlasov V.G. Zhanr//Novyy entsiklopedicheskiy slovar' izobrazitel'nogo iskusstva. — V 10 t. — SPb Azbuka-klassika, 2005. — T. III.

2. Zhanr muzykal'nyy // Muzykal'naya entsiklopediya. [Elektronnyy resurs]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2899/Zhanr (data obrashcheniya: 16.01.2024).

3. Kostina A.V. Teoreticheskiye problemy sovremennoy kul'turologii: idei, kontseptsii, metody issledovaniya. — M.: URSS, 2009. — 284 s. — 185 s.

4. Mayk Lunasi: ital'yanets s russkoy dushoy. [Elektronnyy resurs]. URL: https:// rockcult.ru/po/mike-lunacy-quotes/ (data obrashcheniya: 16.01.2024).

5. Filosofiya i metodologiya nauki. (ponyatiya, kategorii, problemy, shkoly, napravleniya): Terminologicheskiy slovar'-spravochnik / sost. V. A. Stepanovich; sost. A. V. Klimovich; pod obshch. red. V. A. Stepanovich. — Moskva, Berlin : Direkt-Media, 2017. — 277 s. // Elektronnaya bibliotechnaya sistema «Universitetskaya biblioteka ONLINE» [Elektronnyy resurs]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=471400, https://doi.org/10.23681/471400. (data obrashcheniya: 16.01.2024).

6. Fliyer A.YA. Tezaurus osnovnykh ponyatiy kul'turologii: Uchebnoye posobiye. — M.: OOO «Izdatel'stvo «Soglasiye», 2015 g. — 328 s.

Современная социокультурная реальность достаточно специфична и двойственна по своему характеру. С одной стороны, происходит дискредитация традиционных ценностей, с другой, появляются, невиданные ранее, технологические возможности. Поскольку в конце XX века динамика развития общества переходит на новый этап, происходит изменение мировоззрения человека, меняется и сама культурная парадигма. В новой социокультурной реальности, в процессе повсеместной урбанизации и исчезновения традиционной культуры, можно констатировать кризис культурной составляющей общества, что сочетается с высоким уровнем развития науки и техники. Констатация факта культурного кризиса подтверждается повсеместным внедрением образцов массовой культуры в активное пользование, ее ориентацией на неразвитое общественное, клишированное сознание, в целом усиливаются тенденции «массовизации» общества, становится привычной стандартизация сознания.

Все новые формы художественной культуры проявляются в переломные моменты истории, как это происходит на современном этапе развития нашего общества, поэтому изучение изменений, происходящих в современном искусстве, весьма актуально. Особенности современной художественной культуры определяются новыми условиями ее становления: информационной революцией, научно-техническим прогрессом во всех сферах деятельности, «унификацией культурных миров и разрушением базовых ценностей национальных культур» [3, c. 192], вестернизацией и утверждением на лидерских позициях североамериканской массовой культуры. Важной тенденцией формирования глобального мира является изменение соответствия между элитарной, традиционной и массовой культурой, где главная роль отводится именно массовой культуре.

Мы видим, что основным способом взаимодействия культур при кризисных явлениях становится их диалог, тесное взаимодействие и активное влияние друг на друга. В музыкальной культуре такие процессы проявляются очень наглядно. В этих условиях формируется новый жанровый пласт современной культуры, связанный с промежуточными художественными формами.

Для Цитирования:
Щеглова Татьяна Геннадьевна, Переходные формы искусства: генезис и модификации. Ученый совет. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: