Согласно ежегодному анализу, который проводит Институт образования НИУ «ВШЭ» (Высшая школа экономики), неуклонно возрастает число абитуриентов с низкой мотивацией к получению специальности, на которую они были зачислены по результатам ЕГЭ. Выбор молодых людей определяется степенью узнаваемости бренда вуза, а не направлением подготовки. Кроме того, упомянутое исследование отмечает массовую профанацию высшего образования, студенческая скамья для многих становится просто приятным времяпрепровождением. Данные тенденции губительны для классической системы обучения и профориентации, в которой студент должен приобщаться к своей будущей профессии с первого курса.
В то же время требования работодателей к выпускнику технического вуза остаются высокими – хороший инженер должен знать теоретические основы и принципы действия технического оборудования, быть в курсе последних тенденций отрасли, иметь практические навыки. В такой ситуации спрос на молодых людей, стремящихся к получению максимума от образовательного процесса, высок.
Компании, заинтересованные в качественно подготовленных специалистах-энергетиках, готовы предоставить им возможность познакомиться с современным энергетическим оборудованием, посетить производственные объекты, пройти практику на базе организации. Интерес к осваиваемой профессии не может поддерживаться только академическими часами лекций. Даже лабораторные работы подчас не настолько интересны студентам, как посещение концернов, заводов или подстанций.
Какие выгоды от взаимодействия с техническими университетами получают компании? Первое предположение, которое напрашивается, – предприятия готовят для своих нужд будущих сотрудников. Однако это не совсем верно. Конечно, промышленные компании заинтересованы в прямом взаимодействии с вузами и в части продвижения своей продукции, ведь со стороны молодых специалистов повышается лояльность к бренду. Знание технических особенностей аппаратов, полученное на студенческой скамье, в дальнейшем отразится на их продажах – молодому специалисту гораздо легче работать с уже знакомым оборудованием.