В качестве аргументов в пользу повышения пенсионного возраста наиболее часто приводятся следующие соображения. Во-первых, общий пенсионный возраст в нашей стране один из самых низких среди экономически развитых стран (ЭРС): для мужчин – 60 лет, для женщин – 55. Во-вторых, постоянно нарастает финансовый дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, справиться с которым можно только с помощью пакета мер, в который целесообразно включить повышение продолжительности трудовой жизни. В-третьих, за последние 80 лет (с момента введений пенсионного обеспечения и установления возрастной границы выхода на пенсию) средняя продолжительность жизни россиян возросла более чем на 20 лет. При этом возрастная пенсионная черта, определенная на основе социальных стандартов 1930-х гг., осталась неизменной.
Оппоненты повышения пенсионного возраста возражают: продолжительность жизни россиян все еще низка, она на 10–12 лет меньше, чем в ЭРС, а затраты на пенсионное обеспечение как доля в ВВП в России в полтора-два раза ниже.
Кроме того, существующая сегодня пенсионная формула, определяющая размер пенсии на основе уплаченных страховых сумм и продолжительности предстоящей жизни пенсионера, стимулирует к более позднему оформлению пенсии, а поэтому законодательного повышения пенсионной черты не требуется.
Какие критерии следуют выбрать, чтобы объективно оценить ситуацию и обоснованно ответить на этот сложный вопрос? Ведь пенсионный возраст как социальное явление можно сравнить с оптической линзой, которая собирает различные лучи экономических и социальных интересов работников, работодателей и государства по широкому кругу вопросов жизнедеятельности старших возрастных групп населения, зависящих от применяемых институтов доходов населения, медицинской и социальной помощи, определяя образ и качество жизни пенсионеров, а также социальный статус пожилого человека.
Возраст выхода на пенсию по старости зависит от ряда факторов.
1. На личностном уровне его величина определяется биологическими свойствами человека (когда с возрастом происходит ухудшение здоровья и утрата постоянной трудоспособности), на которые существенное влияние оказывают условия труда и профессиональная деятельность. При высоких физических и психологических нагрузках, характерных для рабочих добывающих отраслей экономики, отраслей первичной переработки и транспорта, величина фактического выхода на пенсию была в ХХ в. на 5 и более лет ниже, чем у работников умственного труда. Поэтому при уточнении рациональных решений по поводу возможности изменения пенсионного возраста важно опираться на статистику типичной утраты трудоспособности работников в старших возрастных группах, включая ее величины по профессиональному, региональному и гендерному признакам.