По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Педагогика любви и сотрудничества как тренд развития современного образования

Бирич Инна Алексеевна профессор кафедры философии и религиоведения ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доктор философских наук, доцент Россия, 129226, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д. 4, E-mail: ebirich@yandex.ru
Панченко Ольга Григорьевна профессор кафедры психологии и педагогики ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ», кандидат философских наук, доцент Россия, 125212, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а, E-mail: pan.45@mail.ru

В статье рассматривается взаимосвязь духовно-нравственной культуры педагогов и их мировоззренческих установок, личностной позиции учителя и его отношения к происходящим в обществе и государстве событиям. Авторы показывают важность деятельности педагога, который, проектируя завтрашний день развития общества и школы, осуществляет те изменения, которые несут воспитывающую, духовную и нравственную составляющие для подрастающего поколения.

Литература:

1. Бирич И.А., Панченко О.Г. В поисках новой методологии отечественного образования: история, современность, прогнозы. — М.: Большая Медведица; Екатеринбург: Урал. изд-во, 2010. — 256 с.

2. Кучеровский В. Интервью с академиком Ш.А. Амонашвили. — od.gumped.ru/?&do=gum_pedagogika&id=77.

3. Манифест гуманной педагогики. — yro.narod.ru/mcr/Amonashvili/ Manifest_pedagogika.htm.

4. Ушинский К.Д. Вопросы о народных школах. Собр. соч. в 10 т. — Т. 2. — М.-Л.: Педагогика, 1950.

В древности под словом «культура» подразумевались одновременно и процессы созидания духовных ценностей, и их передача в массы. Для наших предков и философ-просветитель, и творец-художник, и учитель-священник (воспитатель) были явлением одного порядка, представляли духовную деятельность. И именно поэтому важно принять проблему мировоззренческой позиции педагога, который призван учить и воспитывать, как проблему чрезвычайной важности. Она остается актуальной вот уже не одно тысячелетие. Еще апостол Иаков предупреждал: «...не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2).

Как воспитывать детей и молодежь? Этот вопрос был актуален в России после отмены крепостного права, в 1920-е годы, так было в Америке во времена Великой депрессии, в Германии и Японии после Второй мировой войны. Думается, не требует доказательств утверждение о том, что ответ на этот вопрос зависит в первую очередь от идеологии общества и мировоззренческой позиции педагога. Мировоззрение представляет собой комплекс взглядов на мир, самого себя, других людей и содержит в себе такие важнейшие признаки, как понимание смысла жизни, самого бытия человека и мира, принятие определенных критериев добра и зла. Важнейшей составляющей мировоззрения личности являются ее ценностные ориентации, которые позволяют отделять значимое от второстепенного, выявлять существенное и структурировать жизненный опыт.

17 июля 2011 года сторонники движения «Гуманная педагогика» приняли Манифест [3], сформулировав в нем черты принципиальных отличий собственного подхода к педагогическому процессу по сравнению с традиционным подходом к нему, квалифицируемым ими как авторитарный. В частности, в нем говорится: «Духовность и гуманность есть фундаментальные понятия… Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека… Духовность объединяет все, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека… Часть всего того, что созревает и рождается во внутреннем мире, в зависимости от условий, целесообразности и действия свободной воли, человек будет проявлять и утверждать во внешнем мире, в жизни среди людей. Гуманность мыслится как процесс поиска человеком своей бессмертной основы — духа, своей связи с Творцом, поддержание этой связи. Гуманность вносит в духовную жизнь особый порядок: в этом процессе внутреннего поиска и обретения веры упорядочивается и гармонизируется духовная жизнь, она становится целенаправленным потоком творчества и созидания. Вера наделяет человека свободной волей и делает его духовно сильным, способствует наиболее полному проявлению и утверждению внутреннего мира во внешнем. Человек становится преобразователем внешнего, материального мира, творцом жизни» [3].

Для Цитирования:
Бирич Инна Алексеевна, Панченко Ольга Григорьевна, Педагогика любви и сотрудничества как тренд развития современного образования. Ученый совет. 2016;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: