В современных условиях, как никогда ранее, перед высшим профессиональным образованием стоят важные задачи по подготовке специалистов высокой квалификации, с широким научным кругозором, развитым творческим мышлением, способных эффективно решать сложные и многоплановые задачи управленческой практики. Однако экономико-правовая и административная среда современной России слабо обустроена для эффективного управления: интересы бизнеса и потребности государства подчас разнонаправленны, устремления центра и регионов сильно расходятся, позиции предприятий и отраслей не совпадают. Создание надежно защищенной законами системы управления с подсистемами различных уровней, согласованных по интересам, потребностям, целям и средствам их достижения, — непременное условие современного управления на национальном уровне.
Центральное место в управленческой деятельности принадлежит человеку, принимающему управленческие решения. В последние десятилетия было ясно осознано, что проблема принятия решений междисциплинарна и требует системного подхода для ее решения. Часто поиск эффективных управленческих решений предполагает выход за пределы науки в ее традиционном понимании и порождает элементы нового видения реальности.
Такому подходу должен соответствовать образовательный процесс, основанный на привлечении методов моделирования и проектирования управленческой деятельности человека в самых различных аспектах ее проявления. Обучение студентов выполнению профессиональных задач, действиям в условиях, требующих решительности, самообладания, быстроты и креативности мышления и т.п. качеств, требует соответствия содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса реальным условиям будущей профессиональной деятельности [2, с. 20–33]. Решению этой задачи в значительной степени может способствовать использование в образовательном процессе вуза возможностей педагогического моделирования при подготовке управленцев в условиях, максимально приближенных к реальной будущей профессиональной деятельности. Причем профессиональная направленность обучения должна найти отражение во всех изучаемых дисциплинах и пронизывать практически все виды учебных занятий, формы и методы их проведения.