Если обратиться к научной литературе, то там можно столкнуться с различными определениями такого понятия, как «научно-педагогические кадры». Под этим понятием, в первую очередь, понимается особая группа специалистов, которые были объединены по роду осуществляемой ими деятельности, характеризуемой сочетанием двух видов занятий, это: исследования и педагогика. Также данная деятельность является дифференцированным социальным образованием, которое состоит из разнообразных групп (квалифицированных, профессиональных и дифференцированных), имеющих значительное различие по содержанию и характеру труда, и областям проведения исследований.
К ключевым особенностям труда научно-педагогических кадров необходимо отнести отношения между лицом, проходящим обучение, и педагогом, которые представляют субъективно-объективные отношения, где в качестве объекта исследования выступает обучающееся лицо, а субъекта — преподаватель.
После того как появились федеральные образовательные стандарты, форма отношений изменилась на субъект-субъектные, где обучающиеся граждане осуществляют выбор дисциплин из части учебного плана, являющейся вариативной, соответственно, они выступают в качестве субъектов собственной образовательной деятельности в целях собственного совершенствования, развития и обучения, без реализации которой педагогический процесс не принесет ожидаемого эффекта.
Кроме того, ситуация отличается и получаемым результатом образовательных и производственных процессов в связи с тем, что лица, проходящие обучение, не выступают в качестве субъектов педагогической деятельности, а участвуют в педагогических процессах, являясь их неотъемлемой частью в системе взаимосвязанных учебных задач, разрешение которых осуществляется вместе с педагогом.
Соответственно, использование потенциала лица, проходящего обучение, его заинтересованности в процессе учебы, потребность в получении результата от процесса обучения, является одним из ключевых условий для абсолютно любого педагогического процесса, являющегося наиболее актуальным в области высшего образования, где в процессе принимает участие субъект, имеющий свою позицию, а также особенности. В связи с обстоятельствами, которые были перечислены, становится очевидным тот факт, что ожидаемого результата удается добиться далеко не всем студентам, проходящим обучение в высших образовательных заведениях, а лишь какой-то их части.