По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.017.7

Педагогическая коммуникация как предмет изучения

Криштофик Ирина Сергеевна кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник лаборатории профессионального развития в образовании, Институт системных проектов Московского городского педагогического университета, Россия, 119261, г. Москва, ул.Панферова, д. 14. E-mail: krishtofi k@gmail.com

В статье показано, что знание о коммуникации носит междисциплинарный характер. Коммуникация является объектом социогуманитарных, естественно-научных и научно-технических дисциплин, каждая из которых вычленяет из коммуникации свой объект и предмет исследования. Педагогика изучает воспитательные и дидактические аспекты коммуникации, во многом опираясь на общую теорию коммуникации и знания о коммуникации из других научных дисциплин, интерпретируя их в контексте решения педагогических проблем.

Литература:

1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. — СПб.: Речь, 2002.

2. Захарова Е.П. Коммуникативные категории и нормы // Хорошая речь. — Саратов: СГУ, 2001.

3. Кларин М.В. Инновационное образование: уроки «несистемных» образовательных практик // Образовательные технологии. — 2014. — № 1. — С. 19–29.

4. Колесникова И.А. Коммуникативная деятельность педагога. — М.: Академия, 2007.

5. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения: учебное пособие для вузов. — М.: Просвещение, 2003.

6. Осипов А.М. Социология образования. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

7. Шеляхина Н.В. Дискурсивные практики в образовательном пространстве: Автореф. дис. канд. социол. наук. — Саратов, 2004.

Проблема коммуникации в образовании исследуется с различных точек зрения, отражающих смысловые и функциональные аспекты этого понятия. При этом образуются устойчивые нарративные конструкции, которые обретают значимость понятий. Базовыми понятиями являются: педагогическое общение, педагогическая коммуникация, речевая деятельность учителя и ученика, учебная информация, информационный обмен, коммуникативное пространство, коммуникативная образовательная среда.

Объектом педагогической коммуникации как научной дисциплины выступают различные виды коммуникации в образовательном процессе. Субъектом выступает человек в педагогическом взаимодействии: педагог (учитель, преподаватель, воспитатель), ученик (студент, воспитанник). При этом коммуникация выступает как искусство взаимодействия педагога и воспитанника. В контексте решения задач воспитания педагогическое взаимодействие «есть искусство, оно во многом опирается на импровизацию, интуицию, а не на научный анализ конкретной ситуации» [6, c. 421]. В связи с этим в профессиональной характеристике педагога присутствуют такие качества, как профессиональная педагогическая речь, коммуникативно-речевая стратегия, коммуникативно-речевая тактика, коммуникативная готовность и т.д. Всеми этими качествами будущий педагог должен овладеть, приобретая опыт действования в различных коммуникативных ситуациях, в том числе и в процессе обучения в вузе. Дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных качеств происходят, когда педагог погружается в реальную образовательную практику, приобретая опыт решения многочисленных педагогических задач.

Коммуникативные категории представляют интерес с точки зрения их функционального анализа, нормативности [2, c. 59], наиболее целесообразного использования их для достижения задач обучения. Такие исследования нацелены на то, чтобы выявить структуру коммуникативного акта как основной единицы вербальной коммуникации в сфере образовательно-педагогического взаимодействия. Также важно определить его структурные составляющие. Эти исследования коммуникации осуществляются с точки зрения ее лингвистических характеристик и внешних поведенческих проявлений. Представителей этого научного направления интересует обоснование оптимальной модели дидактической коммуникации, обеспечивающей понимание и эффективное взаимодействие учителя и ученика в рамках учебного процесса (учебного занятия).

Для Цитирования:
Криштофик Ирина Сергеевна, Педагогическая коммуникация как предмет изучения. Ученый совет. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: