По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 377.5 DOI:10.33920/nik-04-2401-10

Патриотическое воспитание в СПО: проектирование и реализация общеобразовательной учебной дисциплины «Россия в мире»

А. А. Аслаева ГБПОУ «Нефтекамский многопрофильный колледж», г. Нефтекамск, Россия, E-mail: AlbinaAslaeva@mail.ru

В своей статье автор приводит методологические подходы к разработке общеобразовательной учебной дисциплины «Россия в мире». Указано, что программа «Россия в мире» является патриотической программой, которая систематизирует весь исторический процесс и реализует стратегические ориентиры воспитания. В рамках программы в НМПК эффективно осуществляется патриотическое воспитание. Автор в статье достаточно подробно говорит о проектировании и реализации учебной дисциплины «Россия в мире». В результате проведенного исследования формулируется вывод о том, что данная программа обладает достаточно высокой эффективностью, так как с ее помощью удалось установить основные модели, проблемы и пути патриотического воспитания студентов. Отмечается, что высокая эффективность патриотического воспитания в рамках освоения ОД «Россия в мире» обусловлена такими факторами, как системный характер программы, опора на патриотический потенциал исторической науки, включение в систему профессиональной подготовки и учет психологических и иных особенностей студентов. В связи с этим формулируется вывод о том, что на современном этапе развития разработаны достаточно эффективные модели для патриотического воспитания молодого поколения, применимые на практике.

Литература:

1. Власова, В. Н. Пути и механизмы совершенствования патриотического воспитания молодежи в образовательном пространстве // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. — 2023. — № 3. — С. 252–256

2. Гуров, В. Н. Опыт организации педагогической работы // Педагогика. — 1993. — №4. — С. 95–103

3. Кузнецова, Н. В., Пронина, Е. И. Роль исторической памяти в патриотическом воспитании учащейся молодежи (Социологический аспект) // Научный вестник Гуманитарно-социального института. — 2020. — № 11. — Ст. 17

4. Метлик, И. В. Проблемное поле патриотического воспитания современных детей и молодежи // Нижегородское образование. — 2021. — № 2. — С. 4–12

5. Муравьева, Е. И. Роль литературы в патриотическом воспитании молодежи // Современное педагогическое образование. — 2020. — № 3. — С. 189–92 6. Набойченко, Е. С. Актуальные проблемы нравственно-патриотического воспитания молодежи в России: прошлое и современность // Системная интеграция в здравоохранении. — 2021. — № 4 (53). — С. 17–22

7. Павлюткин, М. В. Правовые основы реализации политики государства в сфере патриотического воспитания молодежи // Инженерные кадры – будущее инновационной экономики России. — 2019. — №8. — С. 24–28

8. Рассохин, А. В. К вопросу о роли системы образования в патриотическом воспитании молодежи в субъектах Российской Федерации // Право и образование. — 2021. — № 7. — С. 41–49

9. Суслов, М. Г. Сложности в деле патриотического воспитания учащейся молодежи // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2021. — № 2. — С. 75–82

10. Тараторин, Е. В. Роль студенческого медиацентра в гражданско-патриотическом воспитании молодежи // Успехи гуманитарных наук. — 2022. — № 10. — С. 281–288

1. Vlasova, V. N. (2023). Puti i mekhanizmy sovershenstvovaniia patrioticheskogo vospitaniia molodezhi v obrazovatel’nom prostranstve [Ways and mechanisms for improving the patriotic education of youth in the educational space]. Gosudarstvennoe i munitsipal’noe upravlenie. Uchenye zapiski [State and municipal management. Scientific notes]. No. 3, pp. 252–256. (In Russian)

2. Gurov, V. N. (1993). Opyt organizatsii pedagogicheskoi raboty [Experience in organizing pedagogical work]. Pedagogika [Pedagogy]. No. 4, pp. 95–103. (In Russian)

3. Kuznetsova, N.V., Pronina E. I. (2020). Rol’ istoricheskoi pamiati v patrioticheskom vospitanii uchashcheisia molodezhi (Sotsiologicheskii aspekt) [The role of historical memory in the patriotic education of students. Sociological aspect]. Nauchnyi vestnik Gumanitarno-sotsial’nogo instituta [Scientific Bulletin of the Humanitarian and Social Institute]. No. 11, art. 17. (In Russian)

4. Metlik, I.V. (2021). Problemnoe pole patrioticheskogo vospitaniia sovremennykh detei i molodezhi [Problem field of patriotic education of modern children and youth]. Nizhegorodskoe obrazovanie [Nizhny Novgorod education]. No. 2, pp. 4–12. (In Russian)

5. Muravyova, E. I. (2020). Rol’ literatury v patrioticheskom vospitanii molodezhi [The role of literature in the patriotic education of youth]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modern pedagogical education]. No. 3, pp. 189–192. (In Russian)

6. Naboychenko, E. S. (2021). Aktual’nye problemy nravstvenno-patrioticheskogo vospitaniia molodezhi v Rossii: proshloe i sovremennost’ [Current problems of moral and patriotic education of youth in Russia: past and present]. Sistemnaia integratsiia v zdravookhranenii [System integration in healthcare]. No. 4 (53), pp. 17–22. (In Russian)

7. Pavlyutkin, M. V. (2019). Pravovye osnovy realizatsii politiki gosudarstva v sfere patrioticheskogo vospitaniia molodezhi [Legal basis for the implementation of state policy in the field of patriotic education of youth]. Inzhenernye kadry — budushchee innovatsionnoi ekonomiki Rossii [Engineering personnel — the future of the innovative economy of Russia]. No. 8, pp. 24–28. (In Russian)

8. Rassokhin, A. V. (2021). K voprosu o roli sistemy obrazovaniia v patrioticheskom vospitanii molodezhi v sub»ektakh Rossiiskoi Federatsii [On the question of the role of the education system in the patriotic education of youth in the constituent entities of the Russian Federation]. Pravo i obrazovanie [Law and Education]. No. 7, pp. 41–49. (In Russian)

9. Suslov, M. G. (2021). Slozhnosti v dele patrioticheskogo vospitaniia uchashcheisia molodezhi [Difficulties in the patriotic education of students]. Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University]. No. 2, pp. 75–82. (In Russian)

10. Taratorin, E. V. (2022). Rol’ studencheskogo mediatsentra v grazhdansko-patrioticheskom vospitanii molodezhi [The role of the student media center in the civil-patriotic education of youth]. Uspekhi gumanitarnykh nauk [Advances in the Humanities]. No. 10, pp. 281–288. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 14.12.2023

Дата принятия рукописи в печать: 19.01.2024

Объективная необходимость в патриотическом воспитании на территории РФ нашла свое отражение в нормативно-правовых актах. Системный анализ указанных нормативных актов показывает, что на современном этапе развития особое значение отведено восполнению тех пробелов в патриотическом воспитании, которые уже имеют место быть на практике. В частности, у молодого поколения отсутствуют системные и глубокие знания по обществознанию и истории, а для эффективности обучения по данным предметам стоит воспроизводить картины прошлого, так как во многом это направлено на формирование у обучающихся социальной памяти и на их воспитание в целом.

Для написания представленного исследования была обобщена практика патриотического воспитания в ГБПОУ НМПК. Активно применялись такие методы, как метод системного анализа, метод синтеза, формально-логический метод. Среди материалов, используемых для написания представленного исследования, активно применялись акты действующего законодательства, в том числе региональные. Не меньшим значением для написания представленной работы обладали научные труды по теме исследования, различные методические рекомендации. Использован труд В.Н. Гурова, посвященный организации педагогической работы.

Программа «Россия в мире» является в этом аспекте программой, имеющей патриотическую направленность, которая систематизирует процесс обучения истории и реализует стратегические ориентиры в воспитании молодого поколения. Стоит отметить, что речь идет о тех ориентирах, которые ранее были сформированы Президентом России, и к их числу относятся такие ориентиры, как формирование гармоничной личности, уважение к культуре, нравственное, а также духовное развитие в целом, воспитание зрелого и ответственного человека. Также было обращено внимание на необходимость воспитания у детей чувства причастности к культурной и исторической общности народа и России, к русскому языку, выступающему в качестве фактора национального определения. Указанные аспекты также нашли свое отражение в Стратегии развития образования воспитания в РФ до 2025 года [10].

Для Цитирования:
А. А. Аслаева, Патриотическое воспитание в СПО: проектирование и реализация общеобразовательной учебной дисциплины «Россия в мире». Общенаучный журнал. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: