По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Патриотическое воспитание в системе социализации: опыт СССР для современной России

Юдин Александр Сергеевич аспирант кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет» 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, E-mail: yudin.alexandre@gmail.com

В статье показано, что патриотизм как одна из наиболее значимых ценностей общества прослеживается во всей истории Российского государства. Это и фактор обеспечения сплоченности народа в тяжелые времена, стремление человека действовать во благо своего Отечества в мирное время, сокровенное чувство любви и уважения к месту своего рождения и предкам независимо от места нахождения. Это явление интегрирует в себе социальные, философские, психологические, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические компоненты. В статье рассматриваются факторы проявления патриотизма или его отсутствия у современной российской молодежи.

Литература:

1. Иванов С.Ю. Модель патриотического воспитания в школах СССР в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) и ее взаимосвязь с современной социально-педагогической средой // Школа будущего. — 2015. — № 3.

2. Копцева Н.П. Некоторые стратегии строительства современного российского государства в контексте «национального вопроса» // NB: Проблемы политики и общества. — 2014. — № 4.

3. Малахов В.С. Национальная культура в эпоху глобализации / Россия в диалоге культур. — М.: Наука, 2010.

4. Москвич Ю.Н., Феклистов А.Г. Сравнительное исследование ценностей прогрессивного развития среди студентов гуманитарных направлений университетов // NB: Проблемы политики и общества. — 2014. — № 10.

5. Смирнов И.А. Об основных направлениях военно-патриотического воспитания молодежи в СССР в 1946–1961 гг. // Вестник военного университета. — 2007. — № 2 (10).

6. Blum D.W. Offi cial Patriotism in Russia Its Essence and Implications // PONARS Policy Memo. — 2006. — № 420.

7. Sergei Golunov — Patriotic Upbringing in Russia: can it produce good citizens? // PONARS Eurasia Policy Memo. — 2011. — № 161.

Актуальность проблемы патриотического воспитания обусловлена комплексными изменениями в парадигме существования российского общества, соотношении человека и государства. Со сменой политического устройства кардинальным изменениям подверглись социально-экономические, культурно-политические и духовные устои жизни. Однако прошло уже практически 25 лет с момента распада СССР, общественные отношения не должны стоять на месте. Особую значимость приобретает изучение отношения молодежи к нашей стране, готовности молодых граждан не только к защите своего государства в случае возникновения опасности, но и к регулярным действиям по улучшению его экономического потенциала, качества социальной сферы, авторитета на международной арене, перспектив дальнейшего развития. Такой анализ невозможен без опоры на понятийный аппарат, который складывается у гражданина в процессе получения образования и дальнейшей социализации. Для корректного суждения о качестве представлений современной молодежи о своей Родине необходимо рассмотреть, существует ли гармония между образовательным процессом и патриотическим воспитанием, так, как это было реализовано в СССР.

На текущий момент остро встала проблема духовно-нравственного воспитания молодых граждан, будущих участников общественно-политических отношений, строителей новой России. С распадом СССР начались активные процессы деидеологизации практически всех сфер жизни общества. Повсеместное уничтожение идеологии, складывавшейся годами, в итоге привело к очень неоднозначным результатам. Если отбросить именно «идеологическую» составляющую процесса образования, то оставшиеся ценности, которые закладывали в умы обучающихся, уже не выглядят столь единообразно. За годы существования СССР была создана масштабная система образования подрастающего поколения, особое место в ней занимало патриотическое воспитание молодежи. Образовательный процесс выполнял не только познавательную функцию, но и одновременно воспитательную — большое значение имела пропаганда героического подвига народа, жизни и деятельности как героев, так и рядовых членов общества [5, с. 101–105]. Данные методы образовательной программы служили примером для подражания граждан. Проводилась политика правильного отношения к прошлому у молодого поколения, то есть не просто донесение факта до юного сознания, но и помощь в правильной интерпретации новой информации.

Для Цитирования:
Юдин Александр Сергеевич, Патриотическое воспитание в системе социализации: опыт СССР для современной России. Ученый совет. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: