Актуальность проблемы патриотического воспитания обусловлена комплексными изменениями в парадигме существования российского общества, соотношении человека и государства. Со сменой политического устройства кардинальным изменениям подверглись социально-экономические, культурно-политические и духовные устои жизни. Однако прошло уже практически 25 лет с момента распада СССР, общественные отношения не должны стоять на месте. Особую значимость приобретает изучение отношения молодежи к нашей стране, готовности молодых граждан не только к защите своего государства в случае возникновения опасности, но и к регулярным действиям по улучшению его экономического потенциала, качества социальной сферы, авторитета на международной арене, перспектив дальнейшего развития. Такой анализ невозможен без опоры на понятийный аппарат, который складывается у гражданина в процессе получения образования и дальнейшей социализации. Для корректного суждения о качестве представлений современной молодежи о своей Родине необходимо рассмотреть, существует ли гармония между образовательным процессом и патриотическим воспитанием, так, как это было реализовано в СССР.
На текущий момент остро встала проблема духовно-нравственного воспитания молодых граждан, будущих участников общественно-политических отношений, строителей новой России. С распадом СССР начались активные процессы деидеологизации практически всех сфер жизни общества. Повсеместное уничтожение идеологии, складывавшейся годами, в итоге привело к очень неоднозначным результатам. Если отбросить именно «идеологическую» составляющую процесса образования, то оставшиеся ценности, которые закладывали в умы обучающихся, уже не выглядят столь единообразно. За годы существования СССР была создана масштабная система образования подрастающего поколения, особое место в ней занимало патриотическое воспитание молодежи. Образовательный процесс выполнял не только познавательную функцию, но и одновременно воспитательную — большое значение имела пропаганда героического подвига народа, жизни и деятельности как героев, так и рядовых членов общества [5, с. 101–105]. Данные методы образовательной программы служили примером для подражания граждан. Проводилась политика правильного отношения к прошлому у молодого поколения, то есть не просто донесение факта до юного сознания, но и помощь в правильной интерпретации новой информации.