В толковом словаре русского языка термин «патриотизм» трактуется как «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [8, c. 447]. В России понятие «патриот» входит в повседневную жизнь, начиная с XVIII века со времени Северной войны, благодаря вице-канцлеру барону П.П. Шафирову, который трактовал его, как «сын Отчества». Начиная с царствования Петра I, патриотизм принимает форму государственной идеологии, девиз которой «Бог, Царь, Отечество!» способствовал росту национального самосознания. С этого времени под патриотизмом стали понимать не только любовь к Родине, но и служение государству. В последующем это положение переросло в девиз «За веру, Отечество и царя!». Именно так — в контексте служения государству и государственной власти — русский философ С.Н. Булгаков рассматривал патриотизм, именно поэтому о падении монархии он высказывался следующим образом: «Я изнемогал от муки, я умирал и был совершенно парализован, потому что присутствовал при смертном одре умирающего дорогого существа — русского в лице Царя. И вместе с тем, как русский патриот и гражданин, я изнемогал от тревоги и скорби за родину» [2, c. 97–98].
К осмыслению феномена патриотизма подходили многие известные философы и исследователи — Н. Бердяев, И. Ильин С. Булгаков и многие другие. Вопросами патриотизма занимались также педагогические работники: Острогорский А.Н., Водовозова Е.Н., Мусин-Пушкин А.А. и другие, таким образом, «воспитание истинного гражданина — патриота в трудах мыслителей и педагогов XIX–XX веков мыслилось ими, во-первых, с самого детства, даже с младенчества со звучания национальных песен, легенд, преданий, изучения родной природы, музыки, географии родной страны, понимания чувства святости родины и родной культуры, во вторых, воспитание человека, по мысли педагогов, идет от семьи, но человек воспитывается для общества, которое его (этого человека) создало» [4, c. 145]. В условиях укрепления государственной (монархической) власти, патриотизм упирался в рамки государственного устройства, поэтому многими исследователями делался акцент на воспитании патриотически-настроенных граждан страны.