Сепсис – важное слагаемое патогенеза инфекционных заболеваний, вызываемых условно-патогенной микрофлорой на фоне общего снижения неспецифической резистентности и иммунодефицита [1]. Известно, что необходимым условием развития системного воспалительного ответа и полиорганной недостаточности как неотъемлемых составляющих септического процесса является апоптоз иммунокомпетентных клеток и дисбаланс цитокиновой регуляции иммунного ответа [3, 4]. Однако развитие апоптоза и дисбаланса цитокиновой регуляции происходит под влиянием компонентов бактериального происхождения, в первую очередь компонентов стенки бактерий.
Как показывает обзор литературных данных и результаты собственных исследований, сепсис – это конечное звено цепи ключевых патогенетических событий в развитии оппортунистической инфекции у животного. Микробиологические причины сепсиса разнообразны. Среди них доминируют облигатные и факультативные представители нормальной микрофлоры организма животных – кишечная палочка, стафилококки, стрептококки, энтерококки, бактероиды [2]. Нами неоднократно из специмента живых, больных и погибших от желудочно-кишечных болезней животных выделялись представители рода Rhodococcus spp., но при этом роль родококков в развитии сепсиса оставалась невыясненной.
Целью настоящей работы было изучение патологоанатомической картины при экспериментальном родококковом сепсисе у телят.
В опыт было взято три клинически здоровых теленка в возрасте двух дней. Животным внутривенно вводилась взвесь Rhodococcus equi в концентрации 1 млн КОЕ/мл в следующих дозах: первому теленку – 15 мл, второму – 20, третьему – 35 мл.
За животными вели клиническое наблюдение с обязательной термометрией в течение пяти дней или до момента гибели. Животные содержались в изоляторе, в отдельных клетках, исключающих прямой контакт. Патологоанатомическое вскрытие произведено в секционном зале ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия».
Из трех инфицированных животных клинические признаки, характеризовавшиеся угнетением, отказом от корма и повышением температуры теля до 40,6 °С, отмечались у второго и третьего теленка. Животное, которому было инъецировано 35,0 мл 1,0 млн КОЕ/мл суспензии Rhodococcus equi, погибло через 16 ч 34 мин. Было произведено патологоанатомическое вскрытие трупа погибшего животного с отбором материала для микробиологических и гистологических исследований.