Новый географический объект, появившийся в 1952 г. на карте Советского Союза и Волгоградской области — Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина — имел главной целью обеспечение судоходства и окончательное объединение в единую транспортную водную систему Волги, Дона, северных рек и Беломорско-Балтийского канала. С введением в строй канала соединились пять европейских морей: Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское и Черное. Одной из основных задач при создании водохранилищ на территории страны было улучшение природных условий прилегающих территорий и вовлечение в хозяйственное использование непродуктивных земель путем аккумуляции на них водных ресурсов при одновременном повышении биологической продуктивности в целях рыболовства и рыбоводства. На создание водохранилищ, особенно в южных регионах страны, возлагались большие надежды — предполагалось, что образование крупных водоемов даст толчок к формированию регулируемого рыбного хозяйства и значительному росту промысловых запасов биологических ресурсов.
Схема Волго-Донского судоходного канала приведена на рисунке. Цифры 10, 20, 30 и далее показывают расстояние в километрах от шлюза № 1 до шлюза № 13 (такая последовательность сложилась исторически, в ходе строительства), что не вполне правильно — по каналу течет донская вода из Цимлянского водохранилища в Волгу, т. е. нумерация шлюзов должна быть противоположной. Вода в канал подается мощными насосными станциями, уровень воды колеблется в пределах 0,5–1,0 метра.
На канале протяженностью 101 км было создано три небольших водохранилища: Карповское (4,2 тыс. га), Береславское (1,5 тыс. га) и Варваровское (2,6 тыс. га), которые, судя по гидрологическим характеристикам (табл. 1), вполне могли быть использованы в интересах рыбного хозяйства — пастбищной аквакультуры.
В отличие от Сталинградского и Цимлянского водохранилищ ихтиокомплекс на ВДСК формировался хаотично и практически с нуля. Начиная с 1951 г. началось заполнение трассы канала — мощные насосные станции закачивали воду из Цимлянского водохранилища вместе с имевшейся рыбой различных видов и возрастов. С точки зрения эколога, Волго-Донской судоходный канал стал природно-антропогенной лотической экосистемой со слабой проточностью.