Статья поступила 09.06.2025.
Статья подписана в печать 12.06.2025.
The article was received on 09. 06.2025.
The article was signed for publication on 12.06.2025.
Введенные в 2014 году антироссийские экономические санкции достаточно серьезным образом отразились на состоянии российской экономики и стали отправным пунктом для активизации процессов импортозамещения. В свою очередь, данный процесс потребовал подготовленных и компетентных кадров для промышленных предприятий в различных отраслях народного хозяйства, действующих в рамках различных видов экономической деятельности [14, с. 246].
Следует отметить, что к началу введения против России в 2014 году экономических санкций, в самой России уже были созданы новые крупные промышленные субъекты экономической деятельности, так называемые государственные корпорации [17–19].
В.П. Басова отмечает, что «Начиная с 2014 года, реализуя программу импортозамещения РФ, отечественные предприятия, специализирующиеся на проектировании пилотируемой авиации и производстве беспилотных авиационных систем, достигли существенного прорыва с помощью российских разработок» [2, с. 51].
По данным официальных источников, например, «Ростех» успешно осуществляет целый ряд поставленных государством задач по структурному преобразованию производственной деятельности, развитию существующих и формированию новых, актуальных отраслей экономики, повышению общего уровня ее конкурентоспособности. ГК эффективно решает задачи по импортозамещению, в первую очередь в области высоких технологий и новейшего высокоточного оборудования, наращивая долю продукции, произведенной из уникальных деталей, узлов и агрегатов исключительно российского производства [12, с. 20].
За почти двадцатилетний период своего развития многие из государственных корпораций сумели выстроить основательную базу социального партнерства в сфере образования. Как отмечают О.В. Мартыненко, В.А. Фарбер, Н.Р. Гоцкая, такие научно-образовательные комплексы, куда входят вузы и их филиалы, профессиональные образовательные организации и другие структуры, осуществляющие подготовку специалистов, стали «ключевыми элементами, которые вносят вклад в формирование интеллектуального капитала государственных корпораций» [9, с. 185; 15, с. 87].