Реалии современных международных отношений привели к тому, что такие нетипичные (несистемные) участники, как военизированные объединения и террористические организации, вышли на уровень акторов международных отношений.
В нашем случае под участниками международных отношений мы понимаем социальных агентов, которые демонстрируют достаточно широкий спектр взаимодействий и вариантов поведения на международной арене, зачастую выступая в качестве объектов международных отношений, а под акторами — активных социальных субъектов, которые своей деятельностью вносят различного уровня изменения в окружающую среду.
В качестве примеров можно привести деятельность военизированной политической организации «Хезболла» и террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ, ДАИШ, ИГ). Последняя запрещена по решению Верхового Суда РФ от 29.12.2014 № АКПИ 14-1424С, вступившему в силу 13.02.2015 года, и законодательствами многих зарубежных стран.
Глобализация привела к трансформации терроризма, и на современном этапе происходят качественные изменения в структуре террористических формирований: от группировок традиционного иерархичного типа к сетевой (ячейкоообразной) и сегментированной полицентричной сети (СПИНструктуре) [11, 8] или многоканальной сетевой организации [10].
При концентрической (звездной или кольцевой) структуре организации по типу франшизы набор акторов привязан к центральному (но не иерархическому) узлу или актору. В сетевой структуре люди, товар, оружие или информация перемещаются вдоль цепи разделенных контактов из одного конца в другой через промежуточные узлы. Полноматричная или многоканальная организация связывает агентов друг с другом и со всеми остальными узлами или каналами, и изъятие одного узла или канала из структуры не приводит к гибели или ослаблению всей системы [12]. В качестве примера можно привести «Аль-Каиду» (запрещенную решением Верховного Суда РФ от 14.02.2003) и отчасти «Исламское государство». ИГ объединяет в себе как элементы сетевой террористической организации, так и крупного незаконного вооруженного формирования, организованной преступной группировки, мафиозной сети, радикально-революционного движения и тоталитарной сети с жесткой дисциплиной и четкой иерархичной структурой [5].