На протяжении нескольких десятилетий инфекционные и паразитарные болезни по-прежнему продолжают занимать одно из ведущих мест в структуре заболеваемости животных и человека [1– 3]. Только в нашей стране ежегодно официально регистрируют около 1 млн больных паразитарными болезнями. Всего же в мире, по данным ВОЗ, около 4,3 млрд человек поражены паразитами. Такая напряженная эпидемическая и эпизоотологическая обстановка по паразитарным болезням в России во многом зависит от экологического и паразитологического состояния среды обитания человека и животных. Особая роль в эпидемическом процессе при тех или иных паразитозах отводится месту, характерному для определенной инвазии в эпидемиологической классификации, которым обусловлены пути передачи гельминтоза или протозооза человеку [4, 5].
Контаминация внешней среды большим количеством жизнеспособных яиц и личинок гельминтов, кратность их поступления в организм животных имеет большое значение как в развитии патологических явлений у животных, так и у человека. Количественные и качественные критерии эпизоотического процесса имеют сезонную динамику увеличения — от весны к осени, и активность этого процесса в биогеоценозах пастбищ всех поясов исследуемого региона проявляется с апреля и нарастает к октябрю и зависит от вертикальной поясности пастбищ различных природно-климатических зон региона [6].
В последние годы уровень санитарно-гигиенического воспитания среди населения развитых стран неуклонно возрастает, но несмотря на это, многие паразитарные заболевания продолжают наносить огромнейший ущерб не только здоровью людей, но и их экономической деятельности. Многими исследователями было доказано, что объекты окружающей среды нередко бывают загрязнены яйцами геогельминтов и цистами патогенных кишечных простейших, которые, в свою очередь, становятся причиной заражения человека. И несомненно, что во многих регионах России одно из первостепеннейших мест в распространении инфекционных и паразитарных заболеваний принадлежит бродячим животным (кошкам и/или собакам) [7].