В настоящее время идет борьба между авторизованными дистрибьюторами и параллельными импортерами, где первые представляют и пытаются обеспечить качественную дистрибуцию, которая обычно влияет на цену продукта, а вторые идентифицируют себя с более низкой ценой и меньшим количеством услуг. Потребители борются между тем, чтобы заключить сделку, покупая продукт по более низкой цене, и риском купить поддельные продукты. Авторизованные розничные каналы действительно не только обеспечивают качество послепродажного обслуживания, но и снижают, если не устраняют, риск покупки поддельной продукции.
В такой битве между безопасным и дешевым права интеллектуальной собственности играют существенную роль. Можно ли защитить товарный знак, патент или авторское право от такого несанкционированного ввоза и, следовательно, использования права ИС, даже если продукт был оригинальным в стране, в которой он был куплен?
Параллельный импорт — это деятельность по ввозу в одну страну оригинальных продуктов, приобретенных в другой стране, без специального разрешения владельца прав на интеллектуальную собственность.
Этот вид импорта называется «параллельным», поскольку он не регулируется владельцем ИС и происходит «параллельно» формально структурированным каналам распространения и розничной торговли, созданным, санкционированным и контролируемым владельцем ИС.
Параллельный импорт прямо не регулируется китайским законодательством, за исключением Закона о патентах. На практике мы можем наблюдать, что параллельный импорт широко представлен на китайском рынке.
С чисто юридической точки зрения концепция параллельного импорта тесно связана с двумя основными принципами Закона об интеллектуальной собственности: принципом исчерпания прав интеллектуальной собственности после первой продажи и принципом территориальности прав интеллектуальной собственности.
Как правило, мы видим два основных подхода к этому.
1. Некоторые страны применяют принцип международного исчерпания права интеллектуальной собственности, означающий, что владелец ИС теряет право ограничивать торговлю продуктом, на который распространяется его ИС, как только такой продукт впервые поступает в продажу, где бы он ни находился.