Многие государства применяют к товарным знакам принцип исчерпания исключительного права (также известный как доктрина первой продажи), который означает возможность свободного оборота товаров, на которых нанесены товарные знаки, если они первоначально были введены в оборот самим правообладателем или с его согласия. При этом существуют различные виды (режимы) исчерпания исключительного права — международный, региональный или национальный.
Международный принцип означает, что исчерпание прав интеллектуальной собственности на товарный знак наступает после первой продажи товара в любой стране мира. После этого товар можно перепродавать, не спрашивая разрешения у правообладателя. То есть применение международного принципа и означает разрешение параллельного импорта — купив товар в Китае, любой имеет полное право экспортировать и продавать его по своему усмотрению куда угодно.
Региональный принцип означает, что исчерпание прав интеллектуальной собственности на товарный знак наступает после первой продажи товара лишь в какой-либо из стран, входящих в то или иное интеграционное объединение.
Национальный принцип означает, что исчерпание прав интеллектуальной собственности на товарный знак наступает лишь после первой продажи товара в данной стране.
Международный принцип означает, что исчерпание прав интеллектуальной собственности на товарный знак наступает после первой продажи товара в любой стране мира.
Таким образом в РФ до недавнего времени применялся региональный принцип, когда импорт того или иного бренда в ЕАЭС разрешался только самим производителем или аккредитованным им импортером, а с момента вступления в силу приказа Минпромторга № 1532 в мае (более 200 товаров) мы фактически перешли на международный принцип исчерпания исключительного права в РФ: товар, проданный производителем в любой стране мира может быть импортирован в РФ любым участником ВЭД.
Это не новообразование, и является общепринятой международной системой. Все страны сами выбирают удобный для них режим исчерпания прав.