По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 820 DOI:10.33920/nik-01-2206-03

Парадокс лгуна — невероятное повторение. Зонг-фантазия Филета: сквозная апория «Парадокса лгуна»*

Меньшикова Елена Рудольфовна АНО «Новый институт культурологии» Россия, 123056, г. Москва, ул. Васильевская, д. 13, стр. 1, e-mail: elen_menshikova@mail.ru, ORCID: 0000-0002-5738-0732

Прецедентов с обиженными инфантами 30–40 лет становится все больше — они эмоционально невоздержанны, ибо находятся в искусственной коме инфантилизма, в которой ‘желание’ заменило ‘жертвенность’, и явно лицемерны, отчего Праздник непослушания, развешивая вкруг планеты мигающую гирлянду конфликтов и войн, создает турбулентную зону, в которой точки бифуркации вынесены наружу — за орбиту здравого понимания, обращая Сознание в тишайшего Сфинкса, плодя гипотезы. Крылатое выражение вольно-невольно может стать «крылатой ракетой» — и разрушить весь мир, плох он или хорош, но теория, создаваемая предчувствием научного поиска, может помочь сохранить его в здравии и во плоти божественного замысла, но при одном условии: при соблюдении покоя и воли Сознания — непременном паритете Ума, что парадоксами множит как сущности, так и сомнение, чьи ментальные альбатросы форматируют наше понимание. Так гипотеза, основанная на парадоксе, формирует Образ Понятия и тем самым строит фундаментальный каркас мировоззрения, не умаляя слонов и не забывая кита. В нашем мире лжец (он же лгун), как жена Цезаря, оказывается вне подозрения и, значит, обсуждения, а его фигура столь прозрачна и нанотехнологична, что давно впаяна в ‘шкалу погрешностей’ всякого восприятия, — и это тот беззубый кашалот, что подставил свою спину столпам мышления, отчего не только маячит мудрой черепахой, но и воспринимается веселым Буддой. Время от времени кит открывает свой рот — и все мы оказываемся в его глотке, а сам лжец — вне Закона, вне конфликта, но в Праве: в правовом поле Абсолюта, которому ведома только доктрина исключительности и привычен пурпур бесстыдства.

Литература:

1. Aristotelis fragmenta selecta / Recognovit W.D. Ross. Oxford, 1955. Цитаты приводятся по русскому переводу: Аристотель. Протрептик. О чувственном восприятии. О памяти / Пер. Е.В. Алымовой. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2004. — 183 с.

2. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — М., 1992. — 624 с.

3. Греческо-русский словарь, составленный А.Д. Вейсманомъ. — С.-Петербургъ, 1899. — Репринт V изд. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2011.

4. Краткий словарь латинских слов, сокращений и выражений / Сост. В. Купреянова, Н. Умнова. — М.: ТЕРРА, 1996. — С. 75.

5. Латинско-русский словарь / О.А. Петрученко. — Репринт 9-го издания 1914 г. — М.: Эксмо, 2017.

6. Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685 с.

7. Меньшикова Е.Р. Double axe Мифа (дифтонг зонга): Забытая флейта греческой эпиграммы / Оправдание подлости, или Тотальная трансформация «по Фаренгейту» (парадокс циника). Ч. I // Дом Бурганова. Пространство культуры. — 2020. — № 3. — С. 21–46.

8. Меньшикова Е.Р. Миф как натуральный обмен (гносеологические аспекты практической лжи) // CredoNew. — 2017. — № 1–3.

9. Меньшикова Е.Р. Натуральный ландшафт философии (политическая рефлексия Гераклита и Аристотеля) // Дом Бурганова. Пространство культуры. — 2019. — № 4; 2020. — № 1.

10. Меньшикова Е.Р. Рондо Мифа: «Троянский терроризм» как идея исключительности, или Summum bonum Цезаря: насильем покоряйте мир! // CredoNew. — 2019. — № 2.

11. Меньшикова Е.Р. Сполохи смысла: сингулярность Сознания. — М.; СПб.: Петроглиф, Центр гуманитарных инициатив, 2021. — 648 с.

12. Меньшикова Е.Р. Троянский терроризм как принципат Обмана, или В объятиях терракотовой саранчи (этимологические надкрылья virtus). Ч. 1–3 // CredoNew. — 2018. — № 3–4; 2019. — № 1.

13. Меньшикова Е.Р. Троянский терроризм: условие эволюции или месть колонистов? (к проблеме «свой/Чужой») // CredoNew. — 2018. — № 1.

14. Menshikova E.R. The natural landscape of philosophy (political reflaction of Heraclitus and Aristotle) // 29th International Conference of Philosophy “Greek moral and political philosophy-From Pre-Socratics to Neo-Platonism” (Jule 7–11, 2017, Rhodes). Paper Abstracts. — Rhodes, 2017.

15. Menshikova E.R. The Natural Landscape of Philosophy (The Political Reflection of Heraclitus and Aristotle) // Philosophy Study. — Volume 8. — Number 1, 2018.

16. Menshikova E.R. The Troyan Terrorism as an Established Order (Disciplina), or the Nomadic Colonatus (Mission of Mith in the space of Sir Thomas More’s “Utopia”) // International Relations and Diplomacy, February 2018. — Volume 6. — Number 2 (Serial Number 53).

17. Menshikova E.R. The Trojan Terrorism: Revenge Colonists or Condition of Evolution? (To the Problem “Your/Alien”) // Philosophy Study. — V. 8. — N 4, 2018.

18. Словарь иностранных слов. — 7-е изд., перераб. / Научное редактирование: А.Г. Спиркин, И.А. Акчурин, Р.С. Карпинский. — М.: Сирин, 1996. — 608 с.

19. Феофраст. Характеры / Пер., статья и прим. Г.А. Стратановского. — Репринт изд. 1974 г. — М.: Наука, 2007. — 124 с.; Фрейденберг О.М. Образ и понятие / О.М. Фрейденберг. Миф и литература древности. — М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. — С. 223–622.

20. Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. — М.: Гардарики, 2006.

21. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.

22. Фрейденберг О.М. «Характеры» Теофраста // Ученые записки ЛГУ. Сер. филол. науки. — 1941. — № 63. — Вып. 7. — С. 129–141.

23. Фукидид. История / Пер. Ф.Г. Мищенко и С.А. Жебелева; под ред. Э.Д. Фролова. — СПб.: Наука, Ювента, 1999.

1. Aristotelis fragmenta selecta / Recognovit W.D. Ross. Oxford, 1955. Quotations are from the Russian translation: Aristotle. Protreptic. On sensory perception. About memory / Per. in Russian E.V. Alymova. — St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg University. 2004. — 183 p.

2. Graves R. Myths of Ancient Greece. — M., 1992. — 624 p.

3. Greek-Russian dictionary compiled by A.D. Weisman. — St. Petersburg, 1899. — Reprint of the 5th ed. — M.: Greek-Latin cabinet Yu.A. Shichalina, 2011.

4. A short dictionary of Latin words, abbreviations and expressions / Comp. V. Kupreyanova, N. Umnova. — M.: TERRA, 1996. — S. 75.

5. Latin-Russian dictionary / O.A. Petruchenko. — Reprint of the 9th edition of 1914. — M.: Eksmo, 2017.

6. Linguistic encyclopedic dictionary. — M.: Soviet Encyclopedia, 1990. — 685 p.

7. Menshikova E.R. Double ax of Myth (zong diphthong): The forgotten flute of the Greek epigram / Justification of meanness, or total Fahrenheit transformation (cynic paradox). Part I // House of Burganov. The space of culture. — 2020, No. 3. — S. 21–46.

8. Menshikova E.R. Myth as a natural exchange (epistemological aspects of practical lies) // CredoNew. — 2017, Nos. 1–3.

9. Menshikova E.R. Natural Landscape of Philosophy (Political Reflection of Heraclitus and Aristotle) // House of Burganov. The space of culture. — 2019, No. 4; 2020, No. 1.

10. Menshikova E.R. Rondo of Myth: “Trojan terrorism” as an idea of exclusivity, or Caesar's summum bonum: conquer the world by force! // CredoNew. — 2019, No. 2.

11. Menshikova E.R. Flashes of meaning: the singularity of Consciousness. — M., St. Petersburg: Petroglyph, Center for Humanitarian Initiatives, 2021. — 648 p.

12. Menshikova E.R. Trojan terrorism as the principate of Deception, or in the embrace of the terracotta locust (etymological elytra virtus). H. 1–3 // CredoNew. — 2018, Nos. 3–4; 2019, No. 1.

13. Menshikova E.R. Trojan terrorism: a condition for evolution or the revenge of the colonists? (to the problem of “friend/foe”) // CredoNew. — 2018, No. 1.

14. Menshikova E.R. The natural landscape of philosophy (political reflaction of Heraclitus and Aristotle) // 29th International Conference of Philosophy “Greek moral and political philosophy-From Pre-Socratics to Neo-Platonism” (Jule 7–11, 2017, Rhodes). paper abstracts. — Rhodes, 2017.

15. Menshikova E.R. The Natural Landscape of Philosophy (The Political Reflection of Heraclitus and Aristotle) // Philosophy Study. — Volume 8. — Number 1, 2018.

16. Menshikova E.R. The Troyan Terrorism as an Established Order (Disciplina), or the Nomadic Colonatus (Mission of Mith in the space of Sir Thomas More's “Utopia”) // International Relations and Diplomacy, February 2018. — Volume 6. — Number 2 (Serial Number 53).

17. Menshikova E.R. The Trojan Terrorism: Revenge Colonists or Condition of Evolution? (To the Problem “Your/Alien”) // Philosophy Study. — V. 8. — N 4, 2018.

18. Dictionary of foreign words. 7th revised edition / scientific editing: A.G. Spirkin, I.A. Akchurin, R.S. Karpinsky. — M.: Sirin, 1996. — 608 p.

19. Theophrastus. Characters. Per., article and note. G.A. Stratanovsky. Reprint ed. 1974. — M.: Nauka, 2007. — 124 p.; Freidenberg O.M. Image and concept / O.M. Freidenberg. Myth and literature of antiquity. — M.: Ed. firm “Eastern Literature” RAS, 1998. — S. 223–622.

20. Philosophy: encyclopedic dictionary / ed. A.A. Ivin. — M.: Gardariki, 2006.

21. Philosophical encyclopedic dictionary. — M.: Soviet Encyclopedia, 1983. — 840 p.

22. Freidenberg O.M. “Characters” of Theophrastus // Uchenye zapiski Leningrad State University. — No. 63. Ser. philol. science. — 1941, no. 7. — S. 129–141.

23. Thucydides. Story / Per. F.G. Mishchenko and S.A. Zhebeleva, ed. E.D. Frolova. — St. Petersburg: Nauka, Yuventa, 1999.

Статья поступила 18.12.2021

Неожиданно репликой в сторону недавнее впечатление: «Вторжение» Ф. Бондарчука, как и «Бесы» Ф. Достоевского, — это предупреждение об уже состоявшейся беде-болезни, очередной трансформации социума, в которой победитель обязательно поменяется с «побежденным» — дело времени: XX в. ответил Достоевскому тотальным анархизмом, XXI в. уже отвечает Бондарчуку, не успел он рта открыть: цифровой диктат, агрессивный цинизм проявлений, бунты при слепом подчинении 2020 г. поражают скоростью реакций. Искусство всегда в предчувствии беды и катастрофы — рецепторы просто обнажены до предела (у тех, что искусством живет, но и дышит), но, вдруг «уснув», оно обязательно воспрянет от страха и сна, но нужно отойти от болезни. Как долго дремало оно от походов Македонского? Несколько веков. Вы готовы к такому насильному погружению в забвение? Парадоксальным выводом вернемся к теме наших рассуждений.

Поскольку мы трепетно относимся ко всякому определению, ища обоснование гипотезе, чтоб та явилась былью научной теории, то введем определение термина. «Парадокс (от греч. παράξενος ‘ — неожиданный, странный’) — то же, что противоречие, в широком смысле — неочевидное высказывание, истинность которого устанавливается достаточно трудно; в этом смысле парадоксальными принято называть любые неожиданные высказывания, особенно если неожиданность их смысла выражена в остроумной форме. В логике П. (или антиномиями, противоречиями) называют высказывания, в точном смысле слова противоречащие логическим законам; недоказуемость П. (т.е. непротиворечивость) — основное требование, предъявляемое к логико-математическим исчислениям, аксиоматическим теориям» — такое определение термина вручает словарь философии [21, с. 477]. И как можно с таким определением жить, господа философы? Как можно судить да рядить о мировоззрении, оперируя сабелькой математической? Всякий каламбур признавать «парадоксальным»? И каждый первоапрельский день считать «парадоксом», поскольку в этот день выпадает снег как по расписанию: неожиданно? На наш просвещенный взгляд, определение «слегка» неполно2. Однако греческий словарь хранит и другой денотат — демиургический, что ли: έθιμο — 'принятие', ‘принятое’, ‘обычай’, ‘предание’ (поэт. позд.), παράδοση — ‘передача’, ‘выдача’, ‘передача учения’, ‘учение’, ‘предание’ [3, с. 935]. Судя по определению современных философов, их дефиниция трактует ‘абстрактное понятие’ как «признак» (адъективацию) предмета/явления, сосредоточившись на одном слове из страны происхождения, игнорируя семантическое поле в целом, в котором, на наш взгляд, и остался не сорванным искомый одуванчик — в нем «определяющее семя», что заявлено необходимой (для определения «понятия») категорией существительного — ‘передача знания’, причем это «знание» является принятым, то есть прошедшим ментальную обработку (переработку). Заметим, носители языка, того, что принял в себя весь греческий понятийный словарь без остатка — и при этом не только не испытывал трудностей, но и был крайне доволен «воспринятой ношей», а я сейчас о русском языке, — так вот носители русского языка, для которого слово «парадоксальный» сродни «сообразительности»:

Для Цитирования:
Меньшикова Елена Рудольфовна, Парадокс лгуна — невероятное повторение. Зонг-фантазия Филета: сквозная апория «Парадокса лгуна»*. Вопросы культурологии. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: