Проблема мотива и мотивации поведения и деятельности человека рассматривается как одна из стержневых областей современной экономической науки. Хотя становление научных исследований о мотивации поведения человека за многие века претерпевало существенные изменения и нашло свое отражение в таких отраслях научного знания, как экономика труда, теория и практика управления и других. Постепенно происходила смена парадигм от экономических стимулов до моральных и психологических стимулов. Существуют разные подходы к проблеме мотивации. К примеру, в подходе «человек экономический» принято выделять вклад Фредерика Тейлора, который сформулировал идею о необходимости стимулирования производительности труда работников. Минус такого подхода заключается в исключительно экономических стимулах для сотрудника. В начале ХХ в. в научной литературе стал выделяться «психотехнический» подход [1]. Психотехника обозначала совершенствование труда на основе психологических закономерностей сотрудников. Термин «психотехника» был предложен Уильямом Штерном, а один из основоположников подхода Гуго Мюнстерберг организовал широкую программу психологического исследования трудовой деятельности, которая включает изучение изменчивости психических функций в зависимости от разных условий труда, изучение успешных и неуспевающих сотрудников.
Также в начале ХХ в. на базе института индустриальной психологии в Лондоне, возглавлявшегося Чарльзом Майерсом, проводились исследования интереса к труду, связи продуктивности и отношения к труду сотрудников [4]. По мнению ученого, необходимо брать во внимание интересы работников, а также развивать у них интерес к труду, что в дальнейшем увеличит производительность.
До 1960-х гг. ведущей концепцией становится поведенческий подход (бихевиористический) к теории мотивации, получивший развитие в трудах Б. Скиннера. Но уже в 1930-е гг. выделилось «когнитивное» направление, в котором на мотивацию влияют будущие ожидания человека, так как целевая мотивация основывается на умственной деятельности человека. Дальнейшее изучение мотивации поведения и попытки понять место индивидов в производстве подтолкнуло основоположников «гуманистического подхода» [1] к утверждению, что для индивида главными стимулами являются не материальные блага, а психологический комфорт, моральное удовлетворение, а также социальные взаимодействия и групповые процессы.