Статья поступила 25.12.2019
По поводу оценки событий в социальной сфере, происшедших в 1917– 1920-х гг., можно встретить несколько подходов:
• конспирологический;
• вульгарно-экономический;
• иррационально-мистический;
• системно-культурологический.
Сторонники конспирологического подхода уверены в том, что революцию в России и последующий за ней социальный хаос подготовили, организовали и финансово обеспечили представители масонских организаций или сионистских кругов Европы. По их мнению:
• целью масонского заговора была реализация проекта, лозунгом которого были «Свобода, равенство, братство»;
• единственной и главной целью сионистских кругов, по мнению конспирологов, является распространение абсолютной (всемирной) власти сионистско ориентированной финансовой олигархии на Россию.
По мнению конспирологов, и в том, и в другом случае проводниками чужой воли и своеобразными руками для выполнения грязной работы, творившими революцию, рассматриваются российские демократы и либералы начиная с Герцена, Бакунина, Кропоткина, Плеханова, Ленина. А центром, где «конструировалась» революция, был Лондон — столица государства, которое в течение нескольких столетий было геополитическим соперником России и мировым финансовым центром.
Сторонники вульгарно-экономического подхода избегают разговоров о возможности сознательного конструирования модели разрушения России и рассматривают процесс подготовки революции как естественно-историческое следствие развития капитализма. Их позиция защищается тем, что события 1917–1920 гг. параллельно развивались в России, Германии, Австро-Венгрии. А до этого еще в 1848 г. нечто похожее происходило в Германии и Франции и в 1642–1649 гг. в Англии. Сама по себе революция начала ХХ в. должна была стать мировой с вовлечением в битву с капиталом пролетариев Америки, Англии и ее колониальных окраин. Вопрос о финансовой поддержке творцов революции при этом не обсуждается.