По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 28–673

Панисламизм и пантюркизм в поисках национальной идентичности

Исра Шенгул Чеби аспирант, Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, 720082, e-mail: scebihan@gmail.com

В этом исследовании интерпретированы современное понимание панисламизма и пантюркизма. Отмечено, что существует важная связь между панисламизмом и пантюркизмом в поисках национальной идентичности, созданной на основе процессов национального строительства. В статье подчеркивается, что панисламизм и пантюркизм, которые как выражения соответствуют значению исламского единства и турецкого единства, показывают, что предлог «пан», цитируемый из панславизма, в начале так использовался среди мусульман России в ответ на выражение панславизм

Литература:

1. Oliver Roy, Yeni Orta Asya’da Ulusların İmal Edilişi, Metis Yayınları, İstanbul, 2000, s.78.

2. Ульянин А. История и политика: забытые уроки, 2007 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.fergana.ru/ article.php.

3. İlber Ortaylı, Reports and Considerations of Ismail Bey Gasprinskii in Tercüman on Central Asia // Cahiers du Monde Russe et Sovietique 1991; 32 (1): 43–46.

4. Olivier Roy, в.у.п., s.71.

5. Touraj Atabaki, Başkasını Redderek Kendini Yenilemek: Pan-Türkçülük ve İran Milliyetçiliği, Orta Asya ve İslam Dünyasında Kimlik Poltikaları, 20. Yüzyılda Milliyetçilik, Etnisite ve Emek, Der: Willem van Schendel, Eric J. Zürcher, İletişim Yayınları, İstanbul, 2004, s.89–111.

6. Azade Ayşe Rorlich, Yüzyılları Aşan Milli Kimlik, Çev: Mehmet Süreyya Er, İletişim Yayınları, İstanbul, 2000, s.221–222.

7. Maria J. Çokayeva, Mustafa Çokay’ın Hatıraları, Hzl: Erol Cihangir, Turan Kültür Vakfı, İstanbul, 2000, s.22–23.

8. A. Kara, Türkistan Ateşi, Mustafa Çokay’ın Hayatı ve Mücadelesi, Da Yayıncılık, İstanbul, 2002, s.123–142.

9. Abdulvahap Kara, Mustafa Çokay: Hayatı, Mücadelesi, Eserleri, Da Yayınları, İstanbul, 2004, s.87–88.

10. A. Zeki Velidi Toğan, Bugünkü Türkili Türkistan ve Yakın Tarihi, Enderun Kitabevi, İstanbul, 1981, s.369–370.

11. Erol Kaynak, Sultan Galiev ve Sömürgeler Enternasyonali, İrfan Yayınları, İstanbul, 1993.

12. Alexandre Bennigsen, Chantal Lemercier Quelquejay, Sultan Galiev ve Sovyet Müslümanları, Çev: Nezih Uzel, Hür Yayınları, İstanbul, 1981, s.123.

13. Alexandre Bennigsen, Enders Wimbush, Sultan Galiev ve Sovyetler Birligi’nde Milli Komünizm, Çev: Bülent Tanatar, Anahtar Yayınları, İstanbul, 1995, s.88–89.

Национализация и образование национально-государственного устройства в странах Центральной Азии возникли изначально с появлением этнической идентичности. Формирование этнической идентичности в странах Центральной Азии — это процесс, который начался в период царской эпохи и в конечном итоге завершился главным образом во время Советского Союза. Формирование этнической идентичности является наиболее важным фактором социальной модернизации в Центральной Азии, поскольку формирование этнической идентичности является абсолютно современным явлением. Модернизация в Центральной Азии, по сути, была реализована в форме «сверху вниз». Возникновение наций было осуществлено через национальные государства, разработанные Советами. Иными словами, национальные государства, созданные в период Союза Советов в Центральной Азии, также являются создателями наций в современном смысле этого слова.

Когда речь идет о национализации, двумя фундаментальными постоянными факторами для всех государств Центральной Азии, в частности для Кыргызстана, являются социально-политическая структура на религиозной основе и современность.

Первая форма — социально-политическая структура на традиционной или религиозной основе — была самым важным динамичным элементом как в социальной, так и в политической сфере в Центральной Азии до начала ХХ в., или, более конкретно, до Октябрьской революции. Все общественные организации, включая традиционное государственное устройство в Центральной Азии, были построены на основе исламской или мусульманской идеологии. Однако с влиянием многих основных факторов, таких как российская колонизация, начался процесс разрушения исламской идентичности в Центральной Азии и, следовательно, начался поиск новой идентичности. Деструктуризация и роспуск как политических, так и социальных институтов социальной и политической структуры на традиционной или религиозной основе — это также начало современности в Центральной Азии.

Вторая форма — это современность: «возникновение» этении в Центральной Азии, формирование этнического самосознания и рост национализма по этнической идентичности и возникающие в результате таких явлений, как политическая секуляризация государственности, нации-государства — всё это проявления современности в Центральной Азии. Изменения во всём мире также повлияли на Среднюю Азию. В то время как интеллектуалы ставили под вопрос отсталость, они также находились в новых поисках, и появились новые интеллектуалы, хорошо знакомые с Западом. Когда вопрос о роли религии в обществе и политической жизни начал подвергаться сомнению, стали возникать новые образования. Каждое изменение в Центральной Азии было показателем как социальной, так и политической модернизации.

Для Цитирования:
Исра Шенгул Чеби, Панисламизм и пантюркизм в поисках национальной идентичности. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: