Мониторинг фармрынка 2020 года ожидаемо фиксирует рост емкости аптечного рынка в известных всем эпидемиологических условиях. Цифры роста — 20 % коммерческого сектора лекарственных препаратов и 21,5 % парафармацевтики, в начале 2020 года по сравнению с началом 2019 года. Пик прироста объема продаж лекарственных препаратов пришелся на март 2020 года и составил +46,4 % в стоимостном выражении (фиксируем оборот в 127,3 млрд руб.). В феврале текущего года увеличение составило 20,0 % (оборот — 100,8 млрд руб., в январе — 8,9 % (оборот — 91,8 млрд руб.), в апреле — 4,7 % (оборот — 87,6 млрд руб.). При этом без учета галопирующего прироста марта ситуация на фармрынке достаточно спокойная. Так, темпы прироста горизонта оценки «январь — апрель 2020 года» по сравнению с аналогичным периодом 2019 года составили 20,2 % в стоимостном выражении и 9,4 % в натуральном (в упаковках). Однако без учета «штормового» третьего месяца темп прироста «январь, февраль, апрель 2020 года», по сравнению с «январь, февраль, апрель 2019 года», составил в натуральном выражении всего лишь 0,7 %, в стоимостном — 11,2 %. Увеличение розничных цен очевидно.
Важно подчеркнуть синхронность развития онлайн-продаж фармацевтического сектора в сравнении с развитием электронной торговли в целом [1, 2, 3, 8]. Анализ структуры онлайн-продаж в отношении безрецептурных препаратов фиксирует следующие результаты. Наибольшую долю (18,8 %) занимает группа «Пищеварительный тракт и обмен веществ». 14,1 % в структуре покупок населения занимает категория «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы». Одна восьмая объема проданных лекарственных препаратов (12,5 %) принадлежит группе «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы». Больше чем одна десятая (10,1 %) приходится на категорию «Препараты для лечения заболеваний нервной системы» [4].
По структуре предложения фармацевтического рынка можно фиксировать наибольший прирост по отечественным препаратам, особенно в марте 2020 года. Так, в этом месяце в стоимостном выражении темп прироста объема продаж по сравнению с мартом 2019 года составил 57,1 %. «Импортный объем» вырос на 41,4 % [5].
Оценим динамику продаж по ассортиментным группам. Ожидаемый скачок фиксировали «изделия медицинского назначения» (маски) — на 43 % по сравнению с предыдущим годом [7]. Интересная статистика прироста по «репеллентам и инсектицидным средствам»: плюс 40 % в марте 2020 года по сравнению с мартом 2019 года, а также по ингаляторам («медицинские приборы и инструменты») плюс 17 % в аналогичном сравнении [6].
Анализ по препаратам показал следующее. «Арбидол» прирос почти на 150 % за первые четыре месяца 2020 года по сравнению с первой четверкой тридцатидневок 2019 года, в апреле 2020 года аптеки фиксировали максимум — 312 % прироста (по сравнению с четвертым месяцем 2019 года). «Терафлю» продавался на 40 % больше в 2020 году по сравнению с предыдущим годом как за первые четыре месяца, так и в апреле. «Ингавирин» в апреле текущего года прирастил 82,8 % в продажах, «Мирамистин» — 51,8 %.
Иные, казалось бы, «непандемийные» товарные группы показали следующие результаты. «Средства барьерной контрацепции» приросли на 22 % (в первые четыре месяца 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года), БАДы — на 31 %, «перевязочные средства» — на 23 %. Эти группы расположились выше ватерлинии среднего прироста фармрынка (20 %). При этом ажиотажный спрос не коснулся следующих товарных групп. «Средства гигиены» приросли на 4 %, «косметика» — на 11 %, «средства для ухода за полостью рта» — 15 %. Цифры приведены в стоимостном выражении, без нивелирования ценового фактора.
Оценим структуру аптечных продаж. Так, в натуральном выражении доля дешевых лекарственных препаратов (до 50 рублей за упаковку) в январе 2020 года составляла 31 %, в апреле 2020 года — почти 35 %. Доля препаратов с ценой от 50 до 150 рублей за единицу не изменилась и составила 26,3 %. Доля лекарственных препаратов с ценой для покупателя от 150 до 500 рублей снизилась с 32,6 % в январе 2020 года до 28,6 % в апреле 2020 года. Доля самых дорогих в нашем горизонте анализа препаратов (от 500 рублей за упаковку) не изменилась и фиксировала 10,2 %.
Рост цен был наибольшим именно в сегменте «дешевых» лекарственных препаратов (до 50 рублей за упаковку) — 14,0 %. Соответственно, 5 % на сегмент «от 50 до 150 рублей», 4,3 % — на сегмент «от 150 до 500 рублей» и 3,3 % на дорогие, от 500 рублей за единицу, препараты.
Оценки фармрынка свидетельствуют, что цены на жизненно важные лекарственные препараты (ЖНВЛП) выросли на 2,91 % в мае 2020 года по сравнению с январем 2020 г. В сегменте не ЖНВЛП рост за аналогичный период составил 5,29 %.
В продолжение анализа рынка можно говорить о том, что весна для аллергиков прошла достаточно гладко. Традиционного всплеска продаж в апреле и мае текущего года антигистаминных препаратов не было. Также не в тренде были биологически активные добавки, поддерживающие функцию иммунной системы. Товарооборот препаратов для желудочно-кишечного тракта был ниже даже показателей 2018 года.
Динамика объема фармацевтического рынка в первую неделю декабря 2021 года по сравнению с предыдущей неделей 2021 года следующая. Темп прироста товарооборота лекарственных препаратов фиксируется в размере 4,5 % в упаковках и в размере 3,9 % в стоимостном выражении. Объем продаж биологически активных добавок увеличился на 0,3 % в натуральных единицах и снизился на 0,6 % в рублях. В отношении косметических средств, реализуемых в аптеках, был зафиксировано снижение на 1,5 % в упаковках и на 3,9 % в стоимостном выражении [10].
Сравнение рынка с аналогичным периодом 2020 года формирует следующие результаты. Объем продаж лекарственных препаратов снизился на 1 % в натуральном выражении и прирос на 6,4 % в стоимостном. Биологически активные добавки зафиксировали рост на 2,9 % в упаковках и на 8,3 % рублях. Аптечные продажи косметики увеличились на 5,8 % в натуральных единицах и снизились на 2,5 % в рублях [10].