По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339 DOI:10.33920/VNE-03-2202-02

Пандемия COVID-19 в оценке фармацевтического рынка России

Красильникова Е.А. к.э.н., Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

2020 год стал беспрецедентным во всех отраслях мировой экономики и во всех аспектах: эпидемиологических, политических, экономических, социальных. Рынки демонстрируют как непрогнозируемые, так и предполагаемые тенденции развития. Не явился исключением и фармацевтический рынок. Объем оборота коммерческого рынка лекарственных препаратов за восемь месяцев 2020 года составил 762 млрд рублей, что больше на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом оценки оборота в упаковках демонстрируют статистику снижения показателя на 0,1%. Статистика по всему объему фармрынка фиксирует за семь месяцев текущего года почти 800 млрд руб. и 3 тыс. упаковок.

Литература:

1. Брагин Л. А. Перспективы развития электронной торговли в условиях цифровизации. В книге: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в двух томах. 2020. С. 60–63.

2. Брагин Л. А. Электронная торговля как направление цифровизации экономики России. В сборнике: Практическая направленность обучения и исследований в вузе. материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. под общ. ред. И. И. Скоробогатых, Н. И. Ивашковой. 2019. С. 185–188.

3. Брагин Л. А. Некоторые особенности развития электронной коммерции в сфере торговли. В сборнике: РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ: СТРАТЕГИИ, ИННОВАЦИИ, КОМПЕТЕНЦИИ. МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. 2019. С. 340–343.

4. Красильникова Е. А., Никишин А. Ф. Онлайн-реальность развития фармацевтического рынка России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4–2. С. 217–221.

5. Красильникова Е. А. Развитие электронной торговли в фармацевтическом сегменте как основа трансформации моделей бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2019. № 12 (113). С. 676–679.

6. Красильникова Е. А., Баскаков В. А. Фармацевтический рынок России: вызовы, оценки, перспективы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4–2. С. 222–227.

7. Майорова Е. А., Никишин А. Ф., Панкина Т. В. Систематизация показателей развития электронной торговли // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 244–247.

8. Майорова Е. А. Сравнительный анализ состояния и развития торговли в странах Европы // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 173–176.

9. https://dsm.ru/ [Электронный ресурс]. (Дата обращения 10.09.2021).

1. Bragin L. A. Perspektivy razvitija jelektronnoj torgovli v uslovijah cifrovizacii. V knige: CIFROVAJa JeKONOMIKA: TENDENCII I PERSPEKTIVY RAZVITIJa. sbornik tezisov dokladov nacional’noj nauchno-prakticheskoj konferencii: v dvuh tomah. 2020. S. 60–63.

2. Bragin L. A. Jelektronnaja torgovlja kak napravlenie cifrovizacii jekonomiki Rossii. V sbornike: Prakticheskaja napravlennost’ obuchenija i issledovanij v vuze. materialy VII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. pod obshh. red. I. I. Skorobogatyh, N. I. Ivashkovoj. 2019. S. 185–188.

3. Bragin L. A. Nekotorye osobennosti razvitija jelektronnoj kommercii v sfere torgovli. V sbornike: RAZVITIE SFERY USLUG: STRATEGII, INNOVACII, KOMPETENCII. MATERIALY VSEROSSIJSKOJ NAUChNO-PRAKTIChESKOJ KONFERENCII. 2019. S. 340–343.

4. Krasil’nikova E. A., Nikishin A. F. Onlajn-real’nost’ razvitija farmacevticheskogo rynka Rossii // Vestnik Altajskoj akademii jekonomiki i prava. 2019. № 4–2. S. 217– 221.

5. Krasil’nikova E. A. Razvitie jelektronnoj torgovli v farmacevticheskom segmente kak osnova transformacii modelej biznesa // Jekonomika i predprinimatel’stvo. 2019. № 12 (113). S. 676–679.

6. Krasil’nikova E. A., Baskakov V. A. Farmacevticheskij rynok Rossii: vyzovy, ocenki, perspektivy // Vestnik Altajskoj akademii jekonomiki i prava. 2019. № 4–2. S. 222– 227.

7. Majorova E. A., Nikishin A. F., Pankina T. V. Sistematizacija pokazatelej razvitija jelektronnoj torgovli // Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie. 2020. T. 9. № 1 (30). S. 244–247.

8. Majorova E. A. Sravnitel’nyj analiz sostojanija i razvitija torgovli v stranah Evropy // Azimut nauchnyh issledovanij: jekonomika i upravlenie. 2018. T. 7. № 1 (22). S. 173–176.

9. https://dsm.ru/ [Jelektronnyj resurs]. (Data obrashhenija 10.09.2021).

Мониторинг фармрынка 2020 года ожидаемо фиксирует рост емкости аптечного рынка в известных всем эпидемиологических условиях. Цифры роста — 20 % коммерческого сектора лекарственных препаратов и 21,5 % парафармацевтики, в начале 2020 года по сравнению с началом 2019 года. Пик прироста объема продаж лекарственных препаратов пришелся на март 2020 года и составил +46,4 % в стоимостном выражении (фиксируем оборот в 127,3 млрд руб.). В феврале текущего года увеличение составило 20,0 % (оборот — 100,8 млрд руб., в январе — 8,9 % (оборот — 91,8 млрд руб.), в апреле — 4,7 % (оборот — 87,6 млрд руб.). При этом без учета галопирующего прироста марта ситуация на фармрынке достаточно спокойная. Так, темпы прироста горизонта оценки «январь — апрель 2020 года» по сравнению с аналогичным периодом 2019 года составили 20,2 % в стоимостном выражении и 9,4 % в натуральном (в упаковках). Однако без учета «штормового» третьего месяца темп прироста «январь, февраль, апрель 2020 года», по сравнению с «январь, февраль, апрель 2019 года», составил в натуральном выражении всего лишь 0,7 %, в стоимостном — 11,2 %. Увеличение розничных цен очевидно.

Важно подчеркнуть синхронность развития онлайн-продаж фармацевтического сектора в сравнении с развитием электронной торговли в целом [1, 2, 3, 8]. Анализ структуры онлайн-продаж в отношении безрецептурных препаратов фиксирует следующие результаты. Наибольшую долю (18,8 %) занимает группа «Пищеварительный тракт и обмен веществ». 14,1 % в структуре покупок населения занимает категория «Препараты для лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы». Одна восьмая объема проданных лекарственных препаратов (12,5 %) принадлежит группе «Препараты для лечения заболеваний респираторной системы». Больше чем одна десятая (10,1 %) приходится на категорию «Препараты для лечения заболеваний нервной системы» [4].

По структуре предложения фармацевтического рынка можно фиксировать наибольший прирост по отечественным препаратам, особенно в марте 2020 года. Так, в этом месяце в стоимостном выражении темп прироста объема продаж по сравнению с мартом 2019 года составил 57,1 %. «Импортный объем» вырос на 41,4 % [5].

Оценим динамику продаж по ассортиментным группам. Ожидаемый скачок фиксировали «изделия медицинского назначения» (маски) — на 43 % по сравнению с предыдущим годом [7]. Интересная статистика прироста по «репеллентам и инсектицидным средствам»: плюс 40 % в марте 2020 года по сравнению с мартом 2019 года, а также по ингаляторам («медицинские приборы и инструменты») плюс 17 % в аналогичном сравнении [6].

Анализ по препаратам показал следующее. «Арбидол» прирос почти на 150 % за первые четыре месяца 2020 года по сравнению с первой четверкой тридцатидневок 2019 года, в апреле 2020 года аптеки фиксировали максимум — 312 % прироста (по сравнению с четвертым месяцем 2019 года). «Терафлю» продавался на 40 % больше в 2020 году по сравнению с предыдущим годом как за первые четыре месяца, так и в апреле. «Ингавирин» в апреле текущего года прирастил 82,8 % в продажах, «Мирамистин» — 51,8 %.

Иные, казалось бы, «непандемийные» товарные группы показали следующие результаты. «Средства барьерной контрацепции» приросли на 22 % (в первые четыре месяца 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года), БАДы — на 31 %, «перевязочные средства» — на 23 %. Эти группы расположились выше ватерлинии среднего прироста фармрынка (20 %). При этом ажиотажный спрос не коснулся следующих товарных групп. «Средства гигиены» приросли на 4 %, «косметика» — на 11 %, «средства для ухода за полостью рта» — 15 %. Цифры приведены в стоимостном выражении, без нивелирования ценового фактора.

Оценим структуру аптечных продаж. Так, в натуральном выражении доля дешевых лекарственных препаратов (до 50 рублей за упаковку) в январе 2020 года составляла 31 %, в апреле 2020 года — почти 35 %. Доля препаратов с ценой от 50 до 150 рублей за единицу не изменилась и составила 26,3 %. Доля лекарственных препаратов с ценой для покупателя от 150 до 500 рублей снизилась с 32,6 % в январе 2020 года до 28,6 % в апреле 2020 года. Доля самых дорогих в нашем горизонте анализа препаратов (от 500 рублей за упаковку) не изменилась и фиксировала 10,2 %.

Рост цен был наибольшим именно в сегменте «дешевых» лекарственных препаратов (до 50 рублей за упаковку) — 14,0 %. Соответственно, 5 % на сегмент «от 50 до 150 рублей», 4,3 % — на сегмент «от 150 до 500 рублей» и 3,3 % на дорогие, от 500 рублей за единицу, препараты.

Оценки фармрынка свидетельствуют, что цены на жизненно важные лекарственные препараты (ЖНВЛП) выросли на 2,91 % в мае 2020 года по сравнению с январем 2020 г. В сегменте не ЖНВЛП рост за аналогичный период составил 5,29 %.

В продолжение анализа рынка можно говорить о том, что весна для аллергиков прошла достаточно гладко. Традиционного всплеска продаж в апреле и мае текущего года антигистаминных препаратов не было. Также не в тренде были биологически активные добавки, поддерживающие функцию иммунной системы. Товарооборот препаратов для желудочно-кишечного тракта был ниже даже показателей 2018 года.

Динамика объема фармацевтического рынка в первую неделю декабря 2021 года по сравнению с предыдущей неделей 2021 года следующая. Темп прироста товарооборота лекарственных препаратов фиксируется в размере 4,5 % в упаковках и в размере 3,9 % в стоимостном выражении. Объем продаж биологически активных добавок увеличился на 0,3 % в натуральных единицах и снизился на 0,6 % в рублях. В отношении косметических средств, реализуемых в аптеках, был зафиксировано снижение на 1,5 % в упаковках и на 3,9 % в стоимостном выражении [10].

Сравнение рынка с аналогичным периодом 2020 года формирует следующие результаты. Объем продаж лекарственных препаратов снизился на 1 % в натуральном выражении и прирос на 6,4 % в стоимостном. Биологически активные добавки зафиксировали рост на 2,9 % в упаковках и на 8,3 % рублях. Аптечные продажи косметики увеличились на 5,8 % в натуральных единицах и снизились на 2,5 % в рублях [10].

Язык статьи:
Действия с выбранными: