Земля — это залог нашей силы.
Земля — это Россия.
(П.А. Столыпин)
В трудные и переломные моменты жизни страны мы ищем опору в нашей истории, обращаемся к памяти народа. Из всей информации, накопленной за тысячелетия, остается самое главное и важное, остается то, что необходимо передать будущим поколениям. Существует много различных способов, методов и форм сохранения комплекса знаний и опыта социума: устная речь, письменные свидетельства, памятники материальной культуры, произведения искусства. Наиболее значимыми из них представляются те, которые встроены, «вплетены» в повседневную жизнь, те, обращение к которым не требует даже минимальных усилий. Ими в первую очередь служат устная речь и монументальные памятники, составляющие значимую часть обитания человека: «Земля-матушка», «Земля-кормилица»… Без земли, дающей урожай, невозможно само существование человека. Устойчивые словосочетания, поговорки и пословицы о земле, переходящие от поколения к поколению, — это мудрость народа, облеченная в ясную, краткую, легко запоминающуюся форму. В этих памятниках устного народного творчества запечатлены основополагающие мысли о земле, выражены самые главные принципы и понятия о жизни и благоденствии, о бережном отношении и любви к земле, о самоотверженном трудовом подвиге и ратном труде по ее защите: «Земля берет труд, а отдает пуд»; «Без хозяина земля — круглая сирота»; «Земля врагу — могила, а нам — защита»; «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим». Можно установить четкую взаимосвязь между содержанием пословиц и поговорок и памятниками, являющимися обобщенными, собирательными и символическими образами людей, связанных с землей. Пословицы и поговорки, сложенные и отточенные на протяжении столетий, представляют собой своеобразную обобщенную и негласно принятую программу по установлению скульптурных монументальных памятников на территории нашей необъятной Родины. Эпитет «Мать — сыра земля» — вершина народной поэтики. В нем нашла отражение вся глубина восприятия в русской духовной традиции образа Земли, в Земле отражено идеальное начало материнства. Земля — это «кормилица», «поилица», «целительница». На просторах нашей страны сохранились материальные памятники половецкой культуры, так называемые каменные Бабы. По археологическим данным, еще в III–IV вв. идолы у полян и «прочих поганых» уже существовали и почитался культ предков и плодородие земли в изображениях древних скульпторов. Половецкая культура достигает пика своего развития в XII в. нашей эры, и именно она стала наследницей очень древних обычаев и традиций создания каменных идолов. Монументальные стилизованные человеческие фигуры — Бабы, изготовленные из обработанных каменных блоков. Многие из них, найденные в степной полосе России и Южной Сибири, выполнялись из песчаника, ракушечника, известняка, гранита, могли быть высотой до 4 м. До наших дней дошло свыше 2 тысяч половецких каменных Баб. Фигуры изображались стоящими (мужские) и сидящими (женские). Мужские идолы чаще всего посвящались культу предков, а женские — олицетворяли символ плодородия и изображались с обнаженной грудью, большими бедрами и плечами, в руках они держали чашу, вероятно для вместилища даров.