По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 10.33920/nik-01-2310-05 DOI:10.33920/nik-01-2310-05

Паломничество в мировых религиях как явление культуры

Бочковар Алина Сергеевна ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» Россия, 129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, стр. 1, e-mail: telishion-2015@mail.ru

В статье анализируются современные аспекты развития паломничества в исламе, христианстве, иудаизме. Предлагается оценка разных этапов в истории развития паломничества на основании изучения актуальных исследований по данной теме. Особо выделены юридические аспекты поддержания и защиты паломничества как на национальном уровне разных стран, так и в рамках международного права, поскольку такое явление мировой культуры не является рядовым ознакомительным путешествием, а связано с вековыми традициями разных религий, позволяющими миллионам верующих разных народов проявить веру посредством коллективного религиозного ритуала.

Литература:

1. Артеев М.В. Паломничество в Сантьяго-де-Компостела // Труды преподавателей и выпускников Воронежской православной духовной семинарии. — 2011. — № 4–5 (4–5). — С. 83–100.

2. Бочковар А.С., Тарасенко В.Н., Оришев А.Б. Социальная сущность культурного туризма. — Екатеринбург: ООО «Издательские решения», 2021. — 100 с.

3. Бушко С.И. Паломничество на Святую землю // Рязанский богословский вестник. — 2020. — № 1 (21). — С. 169–185.

4. Гусейнов А.А. Аль-Газали: золотое правило нравственности // Вопросы философии. — 2020. — № 11. — С. 15–24.

5. Гусенова Д.А., Алиханова З.Б.Т. Духовность, туризм и паломничество в исламе // Исламоведение. — 2014. — № 1 (19). — С. 45–53.

6. Ильина А.Ю. Хадж как форма странничества в отечественной мусульманской культуре // Общество: философия, история, культура. — 2017. — № 3. — С. 75–77.

7. Качесова О.А., Гриб М.А., Тузова А.А. Христианство в период правления Константина Великого: легализация и Никейский собор // Инновации. Наука. Образование. — 2021. — № 47. — С. 2220–2228.

8. Кутырова М.Н. Паломничество и религиозный туризм // Энигма. — 2021. — № 31. — С. 17–20.

9. МакКормик М. Карл Великий и Лев III. Встреча в Падерборне в 799 году // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. — 2003. — Т. 5. — С. 25–41.

10. Мамытов Т.Б. Хадж — паломничество // Известия вузов Кыргызстана. 2017. — № 7. — С. 169–170.

11. Оришев А.Б., Мамедов А.А.О. Ислам в Европе: к истории проникновения // Социально-гуманитарные знания. — 2014. — № 6. — С. 302–312.

12. Оришев А.Б. Моральные запреты в исламе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2012. — № 10. — С. 141–142.

13. Оришев А.Б. Пророк Мухаммед и пять столпов ислама // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 2–2. — С. 284–287.

14. Оришев А.Б., Тарасенко В.Н., Бочковар А.С. Туризм и воспитание патриотизма. — М.: Издательские решения, 2021. — 120 с.

15. Рахматуллин Р.Ю. Отражение личности Иисуса Христа в зеркале истории // Вестник ВЭГУ. — 2011. — № 2 (52). — С. 98–104.

16. Хабибуллина З.Р. От Урала до Хиджаза: путешествия мусульман к святыням ислама // Уральский исторический вестник. — 2016. — № 2 (51). — С. 105–112.

17. Фокин И.Л. Мартин Лютер и немецкая реформация. — СПб.: Мирь, 2007. — 175 с.

18. Bursi A. Scents of space: early islamic pilgrimage, perfume, and paradise // Arabica. — 2020. — № 67 (2–3). — P. 200–234.

19. Fayzullayeva M.Sh. Ethics of Marriage in the Ideas of Al-Ghazali // Science and World. — 2016. — № 11–1 (39). — P. 85–86.

20. Martin S.C. Observations on the Islamic Pilgrimage by Proxy in the Works of Chardin, Niebuhr, and Burckhardt (1600–1900 AD) // Estudios de Asia y Africa. — 2021. — № 56 (2). — P. 207–234.

1. Arteev M.V. Pilgrimage to Santiago de Compostella // Proceedings of teachers and graduates of the Voronezh Orthodox Theological Seminary. — 2011. — No. 4–5 (4–5). — Р. 83–100.

2. Bochkovar A.S., Tarasenko V.N., Orishev A.B. The social essence of cultural tourism. — Yekaterinburg: Publishing Solutions LLC, 2021. — 100 p.

3. Bushko S.I. Pilgrimage to the Holy Land // Ryazan Theological Bulletin. — 2020. — No. 1 (21). — Р. 169–185.

4. Huseynov A.A. Al-Ghazali: the golden rule of morality // Questions of Philosophy. — 2020. — No. 11. — P. 15–24.

5. Gusenova D.A., Alikhanova Z.B.T. Spirituality, tourism and pilgrimage in Islam // Islam Studies. — 2014. — No. 1 (19). — Р. 45–53.

6. Ilyina A.Yu. Hajj for wandering in the domestic Muslim culture // Society: philosophy, history, culture. — 2017. — No. 3. — P. 75–77.

7. Kachesova O.A., Grib M.A., Tuzova A.A. Christianity during the reign of Constantine the Great: legalization and the Council of Nicaea // Innovations. The science. Education. — 2021. — No. 47. — Р. 2220–2228.

8. Kutyrova M.N. Pilgrimage and religious tourism // Enigma. — 2021. — No. 31. — P. 17–20.

9. McCormick M. Charlemagne and Leo III. Meeting in Paderborn in 799 // Case. Individual and unique in history. — 2003. — T. 5. — Р. 25–41.

10. Mamytov T.B. Hajj — pilgrimage // Izvestia of universities of Kyrgyzstan. 2017. — No. 7. — Р. 169–170.

11. Orishev A.B., Mamedov A.A.O. Islam in Europe: on the history of penetration // Social and humanitarian knowledge. — 2014. — No. 6. — P. 302–312.

12. Orishev A.B. Moral prohibitions in Islam // International Journal of Applied and Fundamental Research. — 2012. — No. 10. — P. 141–142.

13. Orishev A.B. Prophet Muhammad and the Five Pillars of Islam // International Journal of Applied and Fundamental Research. — 2015. — No. 2–2. — Р. 284–287.

14. Orishev A.B., Tarasenko V.N., Bochkovar A.S. Tourism and education of patriotism. — M.: Publishing solutions, 2021. — 120 p.

15. Rakhmatullin R.Yu. Reflection of the personality of Jesus Christ in the mirror of history // Bulletin of VEGU. — 2011. — No. 2 (52). — Р. 98–104.

16. Khabibullina Z.R. From the Urals to the Hijaz: Muslim travels to the shrines of Islam // Ural Historical Bulletin. — 2016. — No. 2 (51). — Р. 105–112.

17. Fokin I.L. Martin Luther and the German Reformation. — St. Petersburg: Mir, 2007. — 175 p.

18. Bursi A. Scents of space: early islamic pilgrimage, perfume, and paradise // Arabica. — 2020. — No. 67 (2–3). — P. 200–234.

19. Fayzullayeva M.Sh. Ethics of Marriage in the Ideas of Al-Ghazali // Science and World. — 2016. — No. 11–1 (39). — P. 85–86.

20. Martin S.C. Observations on the Islamic Pilgrimage by Proxy in the Works of Chardin, Niebuhr, and Burckhardt (1600-1900 AD) // Estudios de Asia y Africa. — 2021. — No. 56 (2). — P. 207–234.

Статья поступила 22.08.2023.

Паломничество — это древний способ выражения своей религиозной веры посредством коллективного религиозного ритуала, который можно найти во все века и у всех народов. Паломничество, однако, также является социальным институтом, регулируемым четкими правилами. На самом деле существует реальная и очень древняя система регулирования, правила которой постепенно устанавливались на протяжении веков. Паломник, который в наши дни отправляется в Сантьяго-де-Компостела, Рим, Иерусалим или Мекку, часто не осознает, что он следует по стопам поколений верующих, которые прошли тем же путем. Эта традиция привела к созданию и развитию правил и правовых норм не только в религиозных законах, но и в европейском праве. Паломничество в Иерусалим было обязанностью евреев вплоть до 70 г. н. э., года разрушения храма Соломона. В исламской традиции паломничество в Мекку, по крайней мере один раз в жизни, является обязанностью, одним из пяти столпов веры. Наконец, хотя паломничество и не является обязанностью, оно с древних времен было ритуалом для христиан, регулируемым каноническим правом. Каждый год миллионы людей по всему миру совершают паломничество.

Осознавая культурное, а также экономическое богатство паломничества, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) включила в список объектов всемирного наследия, подлежащих охране, многие святыни, маршруты и места паломничества. Совет Европы рассматривает маршруты паломничества как европейские культурные маршруты. Паломничество обычно изучается либо с исторической, либо с социологической точки зрения, в то время как в данной статье этот вопрос рассматривается с юридической точки зрения, и это является новинкой. Ее цель — продемонстрировать, что паломничество — это не только социальное, но и юридическое явление. Паломничество отличается от других видов путешествий, включая религиозный туризм, и по этой причине паломничество должно регулироваться законом.

Для Цитирования:
Бочковар Алина Сергеевна, Паломничество в мировых религиях как явление культуры. Вопросы культурологии. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: