Статья поступила 22.08.2023.
Паломничество — это древний способ выражения своей религиозной веры посредством коллективного религиозного ритуала, который можно найти во все века и у всех народов. Паломничество, однако, также является социальным институтом, регулируемым четкими правилами. На самом деле существует реальная и очень древняя система регулирования, правила которой постепенно устанавливались на протяжении веков. Паломник, который в наши дни отправляется в Сантьяго-де-Компостела, Рим, Иерусалим или Мекку, часто не осознает, что он следует по стопам поколений верующих, которые прошли тем же путем. Эта традиция привела к созданию и развитию правил и правовых норм не только в религиозных законах, но и в европейском праве. Паломничество в Иерусалим было обязанностью евреев вплоть до 70 г. н. э., года разрушения храма Соломона. В исламской традиции паломничество в Мекку, по крайней мере один раз в жизни, является обязанностью, одним из пяти столпов веры. Наконец, хотя паломничество и не является обязанностью, оно с древних времен было ритуалом для христиан, регулируемым каноническим правом. Каждый год миллионы людей по всему миру совершают паломничество.
Осознавая культурное, а также экономическое богатство паломничества, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) включила в список объектов всемирного наследия, подлежащих охране, многие святыни, маршруты и места паломничества. Совет Европы рассматривает маршруты паломничества как европейские культурные маршруты. Паломничество обычно изучается либо с исторической, либо с социологической точки зрения, в то время как в данной статье этот вопрос рассматривается с юридической точки зрения, и это является новинкой. Ее цель — продемонстрировать, что паломничество — это не только социальное, но и юридическое явление. Паломничество отличается от других видов путешествий, включая религиозный туризм, и по этой причине паломничество должно регулироваться законом.