Важно понимать, что юридическое лицо несет ответственность не только за действия руководителя, но и за недобросовестное поведение его работника. Это объясняется тем, что ответственность является внедоговорной, а организация отвечает за действия работника как за свои собственные.
Судебная практика по такой категории дел незначительна. В первую очередь это объясняется тем, что очень трудно доказать недобросовестность. Если стороны заключают соглашение о переговорах (или иной аналогичный документ), то оно может облегчить процесс доказывания.
В этом случае требуется подробнейшим образом зафиксировать параметры, нарушение которых будет свидетельствовать о недобросовестности.
Отсутствие такого документа предоставляет отказавшейся стороне свободу действий, поскольку она имеет возможность ссылаться на большое число факторов, которые замедлили переговорный процесс. Также сторона может целенаправленно вводить новые условия, которые разумно не могут быть приняты противоположной стороной.
Общие показатели недобросовестности, предусмотренные в законе, не всегда будут оказывать действительную помощь в суде. Более того, сторона, понимая показатели недобросовестности, будет умело их избегать.
Закон предусматривает следующие показатели недобросовестности:
— предоставление неполной или недостоверной информации, которая в силу характера договора должна быть доведена до сведения другой стороны;
— внезапное и неоправданное прекращение переговоров при таких обстоятельствах, при которых другая сторона переговоров не могла разумно этого ожидать.
Это исчерпывающий перечень, что исключает применение иных показателей недобросовестности. Следовательно, умелый переговорщик может использовать иные уловки.
Рекомендация: перед вступлением в переговоры необходимо заключать соответствующее соглашение, которое будет включать иные показатели недобросовестности. В этом случае имеются основания для привлечения к ответственности.