Российские и зарубежные исследования показывают, что существуют «премия за отцовство» и «супружеская премия»: мужчины, состоящие в браке и/или имеющие детей, зарабатывают в среднем больше, чем холостые и бездетные. Однако эти эффекты заметны не всегда и не во всех странах: разница в доходах зависит от национальной культуры, распределения обязанностей в семьях, политики государства. Есть несколько работ, в которых взаимосвязь брака, отцовства и доходов мужчин исследуется на российских данных, однако постановка вопросов не позволяет рассмотреть проблему целостно.
Авторы новой статьи решили восполнить этот пробел и исследовали взаимосвязь отцовства, брака и доходов мужчин. Экономисты учитывали различные варианты влияния: возможно, мужчины стремятся работать и зарабатывать больше после создания семьи, а может, наоборот, решают жениться и/или завести детей, когда видят, что могут позволить себе дополнительные расходы. В работе ученые использовали данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ: сведения о заработной плате, количестве рабочих часов в неделю, наличии/отсутствии ребенка и изменениях семейного положения мужчин 25–35 лет в 2014–2017 гг.
Статистически мужчины с детьми и работают, и зарабатывают больше: их доходы в среднем на 24% выше, чем у бездетных. Женатые также зарабатывают больше одиноких (на 29%) и работают на 6% дольше (в часах в неделю). Однако на основе подсчета средних значений говорить о какой-либо причинно-следственной связи нельзя. Что необходимо учесть?
С одной стороны, есть вероятность, что и на семейное положение, и на уровень заработков влияет некий третий фактор, например личностные качества мужчины: активность, коммуникативные навыки, амбициозность, организованность. Возможно, женщины изначально предпочитают мужчин с такими характеристиками для партнерских и семейных отношений. С другой — для кого-то создание семьи может компенсировать отсутствие успехов на рынке труда. Осложняют поиск причинно-следственной связи и меры поддержки со стороны государства и компаний, продвигающих семейные ценности: они могут повлиять как на доходы, так и на решение о вступлении в брак или рождении ребенка. Свой вклад вносит и экономическое положение в стране: разразившийся финансовый кризис ударит по кошельку работающих и кого-то из них заставит отложить дополнительные расходы.