Эта тенденция привело к тому, что потребители стали менее толерантны к ситуации с отсутствием товаров и, следовательно, к гораздо большему снижению оборота у торгующих организаций и производителей, чем несколько лет назад.
В результате неспособность решить эту проблему становится все более дорогостоящей и все больше и больше приводит к ухудшению позиций в конкурентной борьбе ритейлеров.
Специалисты отмечают, что среди наиболее часто упоминаемых жалоб покупателей одно из первых мест, как правило, занимает недовольство в связи с отсутствием товаров. Эта ситуация в месте продаж всегда возникает тогда, когда место на полке, обозначенное соответствующей этикеткой, пусто или когда товар, внесенный в номенклатуру по согласованию с производителем, не доступен покупателю. При этом речь идет об определенном изделии, а не о том, который входит в ассортимент торгового предприятия.
Технический прогресс позволяет упростить недопущение ситуации с отсутствием товаров, так как коммуникации внутри цепочек поставок облегчаются и улучшаются благодаря различным мерам. Но вместе с тем к данному моменту времени общий уровень ситуации с отсутствием товаров снизился не существенно.
Установлено, что квота этих ситуаций в мировой розничной торговле в среднем составляет 8,3 %. У лучших продавцов наличие товаров составляет 99 %, а у не самых лучших — 90 %.
Уже стало понятным, что эти ситуации необходимо рассматривать исключительно для розничной торговли пищевыми продуктами. Многочисленные исследования, посвященные этому процессу, позволили установить, как реагируют потребители на ситуацию с незаполненными полками, какое влияние оказывают эти реакции и как поведение клиентов отражается на продавцах и производителях. Но до сих пор остается неясным, какую роль она играет в других отраслях по сравнению с достаточно изученной торговлей пищевыми продуктами и можно ли полученные результаты перенести на другие сферы торговли.
Чтобы обеспечить сопоставимость, прежде всего необходимо рассмотреть уже достаточно хорошо изученную торговлю пищевыми продуктами. Особое внимание обращается на свойства продуктов, которые оказывают влияние на структуру цепочек поставок и специфическое для отрасли поведение покупателей при возникновении ситуации с отсутствием товаров. Для сравнения была выбрана розничная торговля текстильными материалами и электроникой. На основе имеющейся информации об этих секторах торговли были проанализированы различия в оценке этой ситуации по сравнению с поведением в продовольственных магазинах.